Наблюдение за березой

1Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В. Н.

 

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки.

Программные задачи:

Образовательная:

Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки.

Развивающая:

Развивать логическое мышление.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: Береза, ствол, желтые, шелестят, резные.

 

Ход наблюдения:

Беседа

Ребята посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

1 2

— Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

 

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

 

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

1

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

 

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)

 

Трудовая деятельностьсбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

 

Воспитатель: А сейчас мы проведём экскурсию по территории детского сада к одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать,  что это за дерево, я предлагаем  вам ответить  на следующие загадки:

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней,

Май сережки дарит ей.

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза — единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение).

ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

ВоспитательТеперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

1

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,
Протяни мне ветку нежную свою.

Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.

ВоспитательНа этом наша экскурсия подошла к концу.

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)