НОД «Разноцветный листопад»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.

1

Цель: закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через песенное, музыкальное и игровое творчество).

Задачи:

Образовательные:

продолжать формировать музыкально – эстетическое сознание в процессе восприятия музыки и движений,

расширять знания о многообразии музыкальных средств выразительности,

Развивающие: 

учить различать низкий, средний и высокий звуки, развивать ладотональный слух,

развивать представления о регистрах, умение определять музыкальный образ,

разучить перестроение «змейка»,

развивать эмоциональную отзывчивость,

развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе,

воспитывать самостоятельность, активность,

воспитывать контактность с педагогом,

прививать любовь к русскому народному творчеству.

Словарная работа: «фортепианный цикл», «миниатюра».

Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них, разучивание сказки «Школа в лесу»

Л. Мироновой.

Инвентарь и оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, ширма, куклы для сказки.

Музыкальный материал:

«Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

«Осенняя песенка» сл. Л. Семеновой, муз. В. Газиловой.

«Разноцветный листопад». (С. Оспельникова, С. Сон. «Музыкальный руководитель №7 2016 г.)

Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Сопровождение «Частушек».

Ход НОД:

Музыкальный руководитель. (напевно) Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте!

Музыкальный руководитель.

Всех ребят я на прогулку
Приглашаю в лес пойти,
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!

Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три,

Нас дорожка в лес осенний приведи!»

Музыкальная разминка

По тропинке мы пойдем, (высокий подъем ног)

В сказочный лес забредем.

Листики дубовые, листики кленовые.

Быстро, быстро побежим

От дождя мы убежим (бег на носках)

Быстро на носках бежим,

Мы промокнуть не хотим.

Через кочки и по кочкам (прыжки на двух ногах)

Скачут, скачут наши ножки

Дружно, вместе прыгаем

Никого не двигаем

По тропинке мы пойдем,

В сказочный лес забредем.

Листики дубовые, листики кленовые. (высокий подъем ног)

(Звучит волшебная музыка, дети попадают в волшебный лес, на экране картины осеннего леса.)

Музыкальный руководитель. Вот мы и попали в сказочный лес.
Давайте мы с вами поищем уютную полянку, на которой можно посидеть, отдохнуть и полюбоваться красотой осеннего леса.

Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, на экране – картины осеннего леса.

Музыкальный руководитель. Ребята, внимательно слушайте музыку и каждый из вас потом расскажет мне о том, что он увидел в осеннем лесу. Хорошо?

Дети: Хорошо, расскажем.

Музыкальный руководитель.

Влад. Я встретил в лесу волка.

Музыкальный руководитель. А что видела Алина?

Алина. А я видела много листьев, деревьев.

Музыкальный руководитель. Какого цвета листья ты видела, Алина?

Алина. Желтого, красного, зеленого, фиолетового.

Музыкальный руководитель. Молодец, Алина! Ребята, а вам понравилась музыка?

Дети. Да, понравилась, красивая музыка.

Музыкальный руководитель. Чем она вам понравилась?

Дети. Она спокойная, тихая, медленная, легкая.

Музыкальный руководитель. Вам было грустно или весело, когда вы слушали это музыкальное произведение?

Дети. Грустно, хотелось плакать.

Музыкальный руководитель. Ребята, а если вас попросят нарисовать эту музыку, то какой бы цвет краски вы выбрали?

Дети. Серый, черный, фиолетовый, красный, желтый, зеленый.

Музыкальный руководитель. Да, ребята, я с вами полностью согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. А теперь я хочу вас познакомить с композитором, который сочинил это грустное произведение, которое называется «Октябрь». Это Петр Ильич Чайковский – известный русский композитор. Однажды ему пришла идея сочинить небольшие музыкальные произведения о каждом месяце. Такие маленькие произведения называются «миниатюра». А соединив эти миниатюры в одно большое произведение, Петр Ильич Чайковский дал им одно общее название «Времена года». А произведения, которые имеют одну общую идею, смысл, называется «цикл». А так как эти миниатюры были написаны для фортепиано, то и цикл стал называться «фортепианным». Таким образом, мы с вами познакомились с новым музыкальным жанром – «фортепианный цикл». А кто мне скажет, что такое «жанр»?

Настя. Это тип, род, вид чего-то. В музыке это вид произведения.

Музыкальный руководитель. Умница, Настя. Ребята, мы с вами послушали музыку про осень.

Музыкальный руководитель.

Сорвал ветер с деревьев много листьев, в лесу начался листопад.

Мы распевку исполняем, голосок разогреваем.

Послушайте. (дети слушают, исполняет педагог)

Распевка: «Осенняя песенка» сл. Л. Семеновой, муз. В. Газиловой

Листики кружатся, песенку поют.

Жёлтые кораблики по лужицам плывут.

Ветер подгоняет их, за собой маня.

Улетают птички в тёплые края.

Музыкальный руководитель. А сейчас, распевку исполним вместе.

(исполняют распевку). Теперь я предлагаю вам послушать песню про осень, которая так и называется «Разноцветный листопад». Послушайте ее, пожалуйста.

Педагог исполняет песню «Разноцветный листопад». (С. Оспельникова, С. Сон. «Музыкальный руководитель №7 2016 г.)

Музыкальный руководитель. Ребята, вам понравилась песня? А сейчас, ребята, предлагаю вам выучить первый куплет песни. Я вам буду зачитывать первую строчку, а вы будете за мной повторять, хорошо?

Дети. Хорошо, да, будем повторять.

Музыкальный руководитель. А теперь попробуем соединить слова и мелодию. Я вам пропою первую фразу, а вы послушайте, пожалуйста.

А теперь повторяйте за мной. Молодцы, ребята!

Музыкальный руководитель.

Отгадайте загадку:

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился…

Дети. Хоровод.

Музыкальный руководитель. А кто из вас помнит, что такое хоровод?

(Ответы детей). Правильно, ребята, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Сейчас мы с вами вспомним движения, разученные ранее и дополним его другими элементами. Разучим движение «Змейка». Я буду вести, а вы за мной повторять повороты вправо, влево, подражая изгибам змеи. Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Дети с педагогом исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Очень красивый хоровод получился! Дети, кто помнит, какие праздники мы обычно празднуем осенью?

Дети. Праздник Осени, День дошкольного работника, День знаний.

Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Раз мы с вами оказались в осеннем лесу, давайте заглянем в Школу для зверят, согласны?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель. Мы попросим Ирину Юрьевну помочь нам.

Педагоги выносят ширму на центр зала, раздают куклы участникам театральной постановки.

Разыгрывается представление кукольного театра по мотивам сказки «Школа в лесу» Л. Мироновой.

Звучит музыка. На ширме появляется Медведь рассматривает дощечку.

Медведь. Дощечка… А на ней буквы. Интересно что тут написано? Эх, жалко, читать не умею!

(По ходу представления на ширме по очереди появляются другие персонажи.)

Лиса. Здравствуй, Мишенька!

Медведь. Здравствуй, Лисичка.

Лиса. Что ты здесь делаешь?

Медведь. Читаю.

Лиса. Ой, как интересно! Давай вместе читать.

1

Заяц. Здравствуйте, друзья!

Лиса и Медведь. Здравствуй, Зайчик!

Заяц. А что это вы делаете?

Лиса и Медведь. Читаем.

Заяц. Я тоже хочу читать. Давайте читать вместе.

Волк. Здравствуйте!

Звери. Здравствуй, Волк!

Волк. Зачем вы тут собрались? Что делаете?

Все. Читаем.

Волк. Очень хорошо! Я тоже буду читать вместе с вами!

Кошечка. Здравствуйте, мур-мур!

Все. Здравствуй, Кошечка!

Кошечка. Мур-мур! Чем это вы тут таким интересным занимаетесь?

Все. Читаем.

Кошечка. И что же там написано?

Медведь. По-моему, МЁД!

Лиса. Нет-нет-нет, тут написано КУ-РОЧ-КА.

Волк. Тут написано Е-ДА!

Заяц. А мне кажется, что тут написано МОР- КОВ-КА. Наверное…

Кошечка. Так много всего написано?

Входит Сова-учитель.

Сова. Здравствуйте, друзья мои!

Звери. Здравствуйте, тетушка Сова!

Кошечка. Тетушка Сова, что тут написано?

Сова («читает»). ШКО-ЛА…

Звери (удивлённо). ШКОЛА?

Сова. Друзья мои, вам просто необходимо научиться читать. Я приглашаю вас всех в лесную школу! Приглашаю, заходите, заходите все подряд!

Медведь. Это школа?

Лиса и Волк. Это школа?

Заяц и Лягушка. Это школа для зверят?

Кошечка. Для всех, для всех зверят!

Звери (поют на мотив частушек).

1.Учим буквы, учим буквы

И читаем всё подряд.

Это школа, это школа,

Вот так школа у зверят!

2.Учим цифры, учим цифры

И считаем всё подряд.

Это школа, это школа,

Вот так школа у зверят!

3.Мы рисуем, мы рисуем

И раскрасим всё подряд.

Это школа, это школа,

Вот так школа у зверят!

4.Приходите, приходите,

Приходите все подряд!

С нами будете учиться

В нашей школе для зверят!

Звери кланяются, занавес на ширме закроется.

Музыкальный руководитель. Вот и подошло время прощаться.

Ребята, а кто вспомнит, как называется произведение, которое мы с вами сегодня слушали?

Дети. Октябрь, времена года, Осенняя песнь.

Музыкальный руководитель. Молодцы. А как называется жанр, с которым мы с вами познакомились сегодня?

Дети. Миниатюра, фортепианный цикл.

Музыкальный руководитель. А вспомните, пожалуйста, как называется песня, которую мы с вами сегодня пели?

Дети. «Разноцветный листопад».

Музыкальный руководитель. Правильно. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались, хорошо потрудились. Не у всех все получилось сразу, но мы с вами обязательно на следующем занятии все закрепим еще раз. Давайте попрощаемся под музыку.

«До свидания» (поступенное восходящее движение от 1 ступени до 5)

«До свидания» (нисходящее поступенное движение то 5 ступени до 1)

Дети под музыку выходят из зала.

Рубрика: Прочее
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)