для детей второй младшей группы детского сада.
Воспитатель:
Сопрун В. Н.
Фольклорное развлечение «В горнице» во 2 младшей группе.
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (песен, прибауток, потешек, загадок и пр.): познакомить с русской горницей; продолжать развивать речевую активность, общую и мелкую моторику; развивать положительные эмоции, музыкально-творческие способности в совместной со взрослым деятельности. Закреплять музыкально-ритмические и певческие навыки, приобретенные в процессе НОД по МРД.
Предварительная работа:
Разучивание народных песен, потешек, прибауток, игр, отгадывание загадок; знакомство с традициями русского народа.
Материал:
Русская комната, печка, чугун, кочерга, ухват, лавочка, скатерть, самовар, домотканые половички, рушники, миски, деревянные ложки, вязанка дров, чудо-короб с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.
Ход развлечения:
Воспитатель сообщает, что Бабушка и Дедушка со своей внучкой приглашают детей к себе в гости, но путь к ним неблизкий, так как они живут в далекой деревне. Вместе решают, на чем можно отправиться в путь. (На машине).
Дети вместе с воспитателем, одетые в русские костюмы «едут в зал на машине», приговаривая:
«Едем, едем к бабе, к деду
На машине Би-Би! (объезжают круг под песню «Машина»).
Воспитатель. Ехали мы, ехали,
Наконец приехали!
А вот и домик Бабушки с Дедушкой. Но почему-то никто нас не встречает, наверно не слышат, что мы уже тут. Давайте станцуем наш веселый танец «Пальчики и ручки», Бабушка с Дедушкой услышат и к нам выйдут.
Исполнение Танца «Пальчики и ручки» муз. Вилькорейской.
Из горницы выходит Старшая сестрица.
Старшая сестрица. Что за музыка звучит? Кто тут у дверей стоит? Ах, это вы, детушки пришли. Добрый день, братцы! Добрый день, сестрицы! А меня зовут Варварушка. Рада я и братцам, рада и сестрицам, рада всем гостям, как добрым вестям!
Выходят бабушка с дедушкой.
Дедушка. Здравствуйте, дорогие наши ребятки, дорогие наши внучатки!
Бабушка. Здравствуйте, гости званные и желанные. Что ж вы в дверях-то встали, проходите в дом. На крылечко ступайте. Ноги чистые? (ответ). Проходите в горницу. Посмотрите, как здесь светло и красиво. Кругом половички домотканые, да коврики рукодельные — просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком. Нравится вам здесь? (дети отвечают). Ты дед, пока за дровами сходи, а я тесто на оладьи замешу, ну а ты, внученька, гостям избу покажи.
Старшая сестрица. Хорошо, бабушка. (Дед и баба уходят)
-Ребятки, а вы знаете, из чего изба состоит?
Я вам сейчас расскажу, а вы за мной повторяйте.
Пальчиковая гимнастика
Стенка, стенка (указательными пальцами показывает щеки)
Потолок (показывает лоб)
Два окошка (указательными пальцами указывает на глаза)
Дверь (на рот),
Звонок! Дзинь-дзинь-дзинь! (Нажимают пальцами на кончик носа).
Никто не открывает (сцепляют руки в замок),
Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),
На дверях большой замок.
Вот он, ключик! (Правую руку выставляют вперед, соединив большой и указательный пальцы).
И открыт замок! (К левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).
Старшая сестрица. Посмотрите-ка внимательно, ребятки, что еще в горнице есть… (дети рассматривают предметы быта). Рассмотрели, а теперь попробуйте отгадать мои загадки, о каких предметах быта в них говорится?
Загадки.
1. 4 братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(Стол).
2. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печка).
3. Бычок рогат, в руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает.
(Ухват)
4. Шипит, кипит, всем чай пить велит.
(Самовар).
Молодцы, все загадки отгадали.
А вот в эту кроватку кого можно спать уложить?
Дети (отвечают). Можно кукол уложить. А баюкать да приговаривать умеете? А я вас научу:
Уж ты, котенька — коток,
Котя-серенький хвосток,
Приди, Котя, ночевать,
Мою деточку качать… .
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Дети берут кукол, укачивают их, подпевают колыбельную песню.
Входят Бабушка и Дедушка.
Бабушка. Ну, что заскучали? (дети отвечают).
Воспитатель. Да нет, Варварушка- сестрица учила нас, как кукол нужно спать укладывать.
Бабушка. Вот и хорошо. А я вас научу разным прибауткам. Я ведь очень люблюсвоих внучаток! У меня у бабушки десять внучат.
Воспитатель. Да знаем, мы, знаем, правда, ребята?
Можем тебе сами песенкой рассказать. Вот послушай!
Исполнение рус. нар. прибаутки «Десять внучат».
Бабушка. Молодцы вы у меня, такие умненькие да разумненькие, все знаете. А как вы думаете, ребята, что в доме главное: то ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Ответы).
А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи. Где испечь хлеб, пироги, да калачи?
Где щи да кашу сварить?
Конечно же, в печке!
Мала печка, да тепленькая. На ней и валенки просушить, и самим погреться.
Дедушка. Прежде, чем печь топить, не забудь дрова нарубить. Да приговаривай, дело-то быстрее пойдет. (Дед имитирует колку дров, приговаривая):
Я колю, колю дрова, я колю на чурочки.
Я колю, колю дрова, гори огонь в печурочке.
Дед кладет дрова в печь, в печке загорается огонь. Бабушка месит тесто.
Бабушка. Хорошо топится печь, лады-лады, ладушки, я пеку оладушки. Оладушки горячи, Не хотят сидеть в печи. А вы хотите помочь мне оладушки печь?
Воспитатель. Давайте, ребятки, поможем бабушке, испечем оладушки!
Дети исполняют рус. нар. песню «Ладушки».
Дедушка. Пока оладушки остывают, покажу-ка я вам свой чудо-короб!
Вы ко мне сюда бегите,
Чудо-короб посмотрите!
Что глаза увидят, назовите. И в руки возьмите.
Дети вынимают из короба музыкальные инструменты (погремушки, колокольчики).
Старшая сестрица. Вот какая у нас детвора!
А где детвора, непременно оркестровая игра!
Дети играют рус. нар. мелодию на муз. инструментах.
Дедушка. А еще есть в коробе платочек расписной, хотите с ним в Жмурки поиграть?
Воспитатель. Конечно, хотим, правда, ребята? Только ты, давай, дедушка, ты Жмуркой будешь. А потом и Сестрица поможет тебе.
Дедушка. Что ж, давно я не играл, вас, внучатки, поджидал.
Если есть внучатки, будет и веселье!
Бабушка. Быстро времечко бежит,
Самовар уже кипит.
Ставит самовар на стол и оладушки.
Ах вы, мои ладушки,
Кушайте оладушки.
Чаем запивайте,
Нас не забывайте.
Дети пьют чай с оладьями, благодарят Бабушку, Дедушку и Старшую сестрицу и прощаются с ними до новых встреч.