Беседа «Музыкальные инструменты мира»
Для детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта «Как появилась музыка?».
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: Расширить знания детей о музыке, музыкальных инструментах мира.
Задачи:
Воспитательные.
Вызвать познавательный интерес к истории возникновения музыкальных инструментов.
Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
Развивающие.
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности).
Обучающие.
Расширять общий кругозор детей.
Дать представление детям об инструментах мира.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, ноутбук, презентация «Музыкальные инструменты мира», видеоролики танцев народов Африки. Китая.
Ход беседы.
Музыкальный руководитель. Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства. Музыка — одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? (музыкальный инструмент). Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов, увидим иллюстрации первых инструментов, появившихся более 9000 лет назад. И также познакомимся с инструментами разных народов. Музыка — одно из древнейших искусств. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих. (Слайд 2)
Музыкальный руководитель. Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. (Слайд 3). Также были широко распространены (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри).
Музыкальный руководитель. Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. (Слайд 4).
Музыкальный руководитель. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже — дерево и металл. (Слайд 5).
Музыкальный руководитель. Многие современные инструменты произошли от древнеегипетских. В Древней Греции также музыка играла большую роль. И название арфы произошло от имени античного музыканта Орфея (Слайд 6)
Музыкальный руководитель. В настоящее время существует 2 типа музыкальных инструментов. Назовите их, пожалуйста.
Дети. Народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах музыкальных инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы! Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
Дети. Да, это язык музыки.
Музыкальный руководитель. Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?
Дети. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
Музыкальный руководитель. Действительно, народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем.
Китай.
(Слайд 7, 8).
Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн. (Слайд 9, 10, 11).
Индия.
(Слайд 12, 13). Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары. Ситар появился в XIII веке. Насчитывал 7 основных струн. Его прародителем является таджикский сетор.
Африка.
(Слайд 14, 15) + видео. Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы. Называется инструмент кора. 21 струна. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы.
Австралия.
(Слайд 16, 17). Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах — диджериду.
Япония.
(Слайд 18, 19, 20, 21). В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый «театром но», сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.
Индонезия.
(Слайд 22). Индонезийский национальный оркестр называется «гамелан». Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.
Молдавия.
Молдавским народным инструментом является флуер. (Слайд 23) Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.
Бразилия. Бразильский народный инструмент – это агого. (Слайд 24). Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на невнушительные размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например, в музыке карнавальной самбы и капоэйры.
Америка. Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах. (Слайд 25).
Украина. Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами. (Слайд 26).
Переходим к Европе. (Слайды 27)
Шотландия. Самый известный в Шотландии инструмент — шотландская волынка.
Испания.
Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах. (Слайд 28).
Италия.
Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. (Слайд 29).
Россия.
(Слайд 30, 31). Один из любимейших духовых инструментов у славян называется жалейка. Другой русский народный духовой музыкальный инструмент – рожок. Делали его из двух березовых или можжевеловых половинок, которые скреплялись берестой.
И, конечно же, балалайка, гармошка, гусли.
Музыкальный руководитель. Ребята, а какие русские музыкальные инструменты звучат также, как испанские кастаньеты.
Дети. Ложки!
Музыкальный руководитель. Правильно! Молодцы. (Слайд 32).
Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.
Рефлексия.
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, пожалуйста, что интересного и нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас заинтересовало? Что еще вы хотели бы узнать о музыкальных инструментах? (Ответы детей).
Это лишь небольшое количество замечательных народных инструментов, наполненных душой, историей и самой жизнью, и хочется верить, что они продолжат своё существование, несмотря на появление электронных инструментов. Ибо истинный и необработанный звук, ничем не заменим и неподражаем! Музыка — это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.
А сейчас, давайте посмотрим небольшие фрагменты некоторых танцев народов Африки и Китая. Танцы сопровождаются музыкой, исполняемой на народных инструментах.
Просмотр видеофрагментов.
Добавить комментарий