Конспект НОД для подготовительной группы по теме:
«Волшебные звуки вокруг нас».
В рамках проекта «Как появилась музыка?»
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: Обобщение и закрепление знаний и умений, полученных в результате участия в проекте «Как появилась музыка?»
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание у детей эмоционального отношения к окружающему миру через музыку.
Воспитывать культуру слушания музыки.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух путём дифференцирования звуков на шумовые и музыкальные.
Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.
Образовательные:
Закрепить понятия шумового и музыкального звука, умение классифицировать их.
Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков.
Вызывать желание самим придумывать музыку путём преобразования шумовых звуков в музыкальные.
Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях
Оборудование: картинки: дровосека, треснутое стекло, монеты. Деревянные палочки, бумага, бытовые приборы, бубенчики, шкатулка «Лаборатория звука». Презентация «Звуки вокруг нас».
Ход НОД.
Организационный момент.
Дети проходят в зал под музыку и останавливаются в кругу.
Музыкальный руководитель: Поздороваемся пропоём в среднем регистре: «Здравствуйте!»
Дети: здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Отгадайте-ка загадку: «Без рук и ног, а разговаривает. В лесу отвечает? Ау!» Дети: (Эхо)
Игра «Озорное эхо».
Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.
Дети в кругу, музыкальный руководитель: пропевает имя ребёнка и бросает ему мяч, тот повторяет возвращая мяч обратно.
Игра с колокольчиком «В небе жаворонок пел».
Упражнения на дыхание и развитие голоса:
«Открываем скрипучую дверь».
Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, как бы сначала не поддаётся, а потом удалось открыть. (снимаем напряжение)
Игра «Катаемся на лифте».
Поднимая руку вверх и вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса. (верхний этаж — высоко, нижний- низко).
Игра «Медведь и птицы».
Дети делятся на группы птички и медведи, одевают атрибут. (Медведя, птиц).
Ритмические движение | Репертуар, произведение |
Музыкальный руководитель: Попробуйте изобразить птичек. Почему вы легко, весело прыгали. Дети: музыка была легкая, быстрая, веселая, как будто птичка прыгает с ветки на ветку. Звуки были высокие, средние или низкие? (высокие). Дети: высокие. Музыкальный руководитель: Отгадайте загадку: «Косолапые ноги зиму спят в берлоге. Догадайся и ответь. Это кто?» (медведь). Как тяжело, медленно двигается, ревет медведь. Покажите! Медведь тяжело переваливается, низким голосом ревет и звуки в музыке тоже низкие! Музыкальный руководитель: А как говорит человек? (в среднем диапазоне). Это – средние звуки. Музыкальный руководитель: Пропоем на одном звуке «Здравствуйте!» |
Музыка «Птицы». Музыка «Медведь» Ребиков. Попевка «Бубенчики из сборника «Музыкальный букварь». |
Создание проблемной ситуации:
Музыкальный руководитель: Давайте минутку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый? Или нет? (Дети минуту слушают.)
Итак, что вы услышали? (Шаги и речь людей, шум машин за окном, скрип дверей.) Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас — звучащий.
Целевая установка:
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков, а также закрепим знания, полученные в ходе проекта «Как появилась музыка?».
Начнем занятие с веселой зарядки:
Текст произноси педагог. | Дети выполняют движения. |
Мы, ребятки, дружно, вместе Совершаем бег на месте. |
Бег на месте. |
Если в сердце не покой, Громко топнули ногой! И другой! |
Притоп правой. Притоп левой. |
А теперь, мои хорошие, Громко хлопайте в ладоши! Вы улыбками со всеми поделитесь И садитесь! |
Два хлопка. Садятся на стульчики без музыки. |
Музыкальный руководитель: Что мы сейчас делали?
Ребёнок: Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель: Как можно назвать такие звуки (топот, хлопки, стук? )
Дети: они называются шумы.
Музыкальный руководитель: | Дети: |
Какие шумы можно услышать дома? | Звук льющейся из крана воды, плач ребенка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, шорохи, звук телевизора. |
А на улице города? | Гудки фабрик и заводов, шум транспорта, разговоры и смех людей. |
А в деревне? | Голоса домашних животных, звуки от распиливания и рубки дров, треск поленьев в печи. |
Мотивация к деятельности:
Музыкальный руководитель: Давайте поиграем: я буду включать шумы, а вы их угадывать включает фонограммы различных шумов.
Шумы: |
Гудки машин, тиканье часов, закипание чайника, работа холодильника. |
Вызванные дети определяют музыку и показывают картинку. Шумы бывают:
Деревянные звуки. (дровосек рубит дерево) |
Стеклянные звуки. (звон разбитого стекла) | Металлические звуки. (звон монет) | Шуршащие звуки. (рвут бумагу) |
Стучат деревянными палочками. | Звон стекла. | Звон монет. | Шелест листьев. |
Картинка дровосек рубит дерево. | Картинка разбитое стекло. | Картинка монеты. | Рвут бумагу. |
Двое детей помогают выбирать предметы и их озвучивают.
Один ребёнок выбирает и показывает соответственно картинку. Второй играет деревянными палочками, стучит по бокалу палочкой пластмассовой, рвёт бумагу, бросает монеты. (Показывают картинки — монеты, дровосека, разбитое стекло).
Музыкальный руководитель: а теперь закроем глаза и послушаем следующий шум. (Музыкальный руководитель включает фонограмму — шум грозы. Читает стихотворение А. Фета «Люблю грозу в начале мая», показывая (презентация) иллюстрации с изображением весенней природы,
портрет А. Фета)
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Музыкальный руководитель: Можно ли шум грозы, дождя отнести к шумам?
Дети: Нет! Все это — голоса природы.
Музыкальный руководитель. | Дети. |
Какие голоса природы вы можете назвать в поле? | Пение жаворонка, шум колосьев на ветру. |
А на речке? | Журчание вода, хор лягушек. |
На море? | Плеск волн, крики чаек, шум бури. |
В зимнем лесу? | Вой метели, треск бурелома, свист ветра, скрип снега под ногами. |
Массаж спины «Гром».
Дети поворачиваются друг за другом вправо, затем влево при повторе.
Гром, гром как из пушек — кулачками по спинке всей.
Нынче праздник у лягушек.
Надо нам, надо нам — постукивание кончиками пальцев.
Расходится по домам — поглаживание ладонями сверху вниз.
Рефлексивно-оценочный этап.
Музыкальный руководитель: давайте вспомним какие же бывают звуки?
Музыкальные | Немузыкальные |
Игра на музыкальных инструментах, пение человека, голоса – высокие, средние, низкие. | Шумы, голоса природы. |
Дети: музыкальные и немузыкальные звуки.
Музыкальный руководитель: Проведем викторину. Я называю звуки, а вы их относите к музыкальным или немузыкальным! Договорились?
Звук (звуки) музыкальные | Звук (звуки) немузыкальные |
1. пение мальчика. 3. звучание женского хора. 7. игра на скрипке. 9. звучание симфонического оркестра. 10. игра на фортепиано. |
2. скрип двери. 4. шум моря 5. стук мяча. 6. подметание пода щеткой. 8. шум трактора. |
Музыкальный руководитель: Молодцы! Мы с вами участвовали весь учебный год в проекте «Как появилась музыка?» и узнали много нового: мы знаем, какие звуки окружают нас, когда появилась музыка, какая бывает музыка, историю колоколов на Руси, какие бывают музыкальные профессии. Надеюсь, вам понравились наши эксперименты, и вы узнали что-то новое. Расскажите, что вы узнали, что было вам особенно интересно.
Ответы детей под негромкую музыку природы.
Музыкальный руководитель: большое спасибо! А теперь попрощаемся: «До свидания!» (распев).
Добавить комментарий