НОД «История возникновения колоколов на Руси»

НОД «История возникновения колоколов на Руси»

В рамках проекта «Как появилась музыка?».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.


Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Воспитательные.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Формировать у воспитанников чувство сопричастности к национальной истории.

Развивающие

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Познакомить со старинными архитектурными сооружениями.

Обучающие.

Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Дать понятие о литейном искусстве на Руси, о памятниках литейного искусства

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, презентация «История возникновения колоколов на Руси».

Ход НОД:

Дети входят в зал. Подходят к столу, на котором стоит колпак.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте ребята! Я знаю, вы любите загадки. Это правда? Тогда слушайте загадку о том, что находится под этим волшебным колпаком:

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

«Дили-дон, Дили-дон». (колокольчик)

Правильно, колокольчик. (достает из-под колпака колокольчик). А на что похож колокольчик? (ответы детей). Правильно, на цветок колокольчик.

Слайд «колокольчик-цветок».

Колокольчик! Колокольчик! На лугу со всех сторон

Легкий-легкий, тонкий-тонкий будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты?

Ты звенишь и так трепещешь там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже, но твой звон не слышен нам,

И понятно только пчелам, роще, травам и цветам….

Послушайте, я расскажу вам одну легенду….

Музыкальный руководитель. По преданию, когда-то давным-давно, еще в четвертом веке один итальянский монах заболел и пошел в лес за целебными травами. Устал, да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал такой же цветок, только из металла, и его начали использовать при богослужении.

    Наше занятие сегодня мы и посвятим этому поющему цветку. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанелла», что по-русски и означает «колокольчик».

Слайд «колокольчик-инструмент».

Слушание «звон колокольчика».

Музыкальный руководитель. На Руси колокола стали отливать самостоятельно уже в конце пятнадцатого века. До этого их делали заграничные мастера. На Руси колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Обучались мастерству долго. А вы знаете, какие материалы нужны для отливки колокола? Требуются красная и зеленая медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные веревки, вожжи, весы, подъемные и кузнечные снасти. Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настает момент, когда он рождается. Веревки тугие мужики подбирают, колокол с всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают. Колокола льют сейчас так же, как и в старину, по описаниям прадедов, дедов. До сих пор это считается сложнейшим, но почетным и важным ремеслом. Как же отливают колокола? Мы сейчас с вами и узнаем.

Слайды «отлив колоколов».

Дети рассказывают стихотворение.

1. Вот уж форма затвердела, обожженная огнем.

Веселей, друзья, за дело – выльем колокол! Начнем!

Пусть горячий пот по лицу течет,

Труд наш, если Бог поможет, славу мастера умножит.

2. Больше в яму положите дров сосновых, дров сухих,

Чтобы сжатое в укрытье, пламя охватило их.

Медь сперва расплавь, олова прибавь,

Чтобы к вящей нашей славе все слилось в едином сплаве!

3. Цель все ближе час от часу: плавка в блестках пузырей

Поташу прибавьте массу, чтобы плавилась быстрей.

Живо, не зевай! Пену всю снимай!

Чтоб металл и наших внуков трогал чистотою звуков!

4. Смесь бурлит водоворотом, стержень опущу в струю,

Чуть покроется налетом – время приступать к литью.

А теперь ковшом пробу зачерпнем.

И проверим живо, все ли там слилось по нашей воле.

5. Смесь уже давно поспела: весь в зазубринах излом.

Подставляйте желоб смело и с молитвою начнем.

Форма налита, как чаша. Славно потрудились мы!

Но каким создание наше выйдет в Божий свет из тьмы:

Вдруг да сплав не тот, вдруг да газ пойдет?

6. Что ж, пока не остудится медь, чтобы колоколом стать,

Беззаботен, словно птица, каждый может отдыхать.

Звездочки горят. Подмастерье рад.

Звон его вечерний манит. Только мастер вечно занят.

7. Разберите бревна сруба. Отслужил – долой его!

Ах, как сердцу видеть любо смелой мысли торжество!

Бей по форме! Бей! Смело, не робей!

Чтобы мира вестник новый нам явился без покрова!

8. Боже, радость нам какая! Вот, по милости творца,

Колокол стоит, сверкая, от ушка и до венца.

Зорькой золотой блещет шлем литой,

И в гербе горит реченье, славя новое творенье.

9. Ну-ка, дружно за канаты! Вознесем его в простор!

В царство звуков, под богатый голубых небес шатер!

Взяли! Разом! В ход! Тронулся! Идет!

Пусть раздастся громче, шире первый звон его о Мире!

Слайды «колокола».

Слушание «звон колоколов».

Музыкальный руководитель. Колокол словно живое существо. Как человек, он имеет уши, плечи, язык, туловище (или тулово), верхний и нижний пояс с орнаментом. Ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь, Сысой, Баран, Лебедь. Колокола, как и люди, подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык… когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

Игра «составь колокол».

Музыкальный руководитель. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства и литейного мастерства. Самый большой колокол носит название «Царь-колокол». Отлили его наши русский мастера Иван Моторин и его сын Михаил.

Слайд «Царь-колокол».

Он весит 200 тонн и высота его 6 метров. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от этого он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Пробыв в земле 103 года, его подняли и поставили на пьедестал. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Ребята, колокола – это музыкальные инструменты. А к какой группе они относятся? (к ударным). Язык колокола ударяет по стенкам и получается звук. Как вы думаете, почему этот металлический стержень называется язык? А от чего зависит звучание колокола? Правильно, от его величины – чем больше, тем ниже звук, чем меньше, тем выше звук. А где размещали колокола? (на звонницах и колокольнях). Звонницы представляли собой щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера.

Слайд «звонница в Ростове».

Слайд «звонница в Ярославле».

Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется «Колокольня Ивана Великого».

Слайд «Колокольня Ивана Великого».

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто звонил в колокола? Правильно, звонари. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать звон. Колокольный звон – это целая наука…

Слайд «звонари».

Русь всегда славилась своими звонами. Колокольный звон – старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое мастерство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона. Они разные. Например, БЛАГОВЕСТ. Как вы думаете, от каких двух слов образовано это название? Благовест призывает к началу службы в церкви.

Слушание «Благовест».

Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник праздников – Пасху. В этом звоне слышится призыв: «К нам, к нам, к нам». В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокол. Существует даже пословица: в светлую седмицу кто не звонарь.

Слайд «прихожане на колокольне».

Трезвон звучал всегда после благовеста.

Слушание «трезвон».

Музыкальный руководитель. Ребята, в древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Но случались разные беды и несчастия: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались сначала деревянные доски – БИЛО. Священник держал ее в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой.

Слайд «било».

Селяне слышали звук било и собирались возле церкви.

Затем придумали КЛЕПАЛО – металлическую доску или дугу. Его вешали на башне или на столбах и так же били по нему колотушкой.

Слайд «клепало».

И когда появились колокола, при пожаре и бедствиях бил колокольный набат.

Слушание «Набат».

Ребята, у меня в руках маленький колокольчик. Они прикреплялись к дугам лошадей, запряженных в ямщицкие повозки.

Слайды «ямщики».

Слушание романса «Однозвучно гремит колокольчик».

Музыкальный руководитель. Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае. Существует предание о валдайских колокольчиках. Еще в пятнадцатом веке по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и повезли его в Москву. По дороге, на одном из склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики

Слайд «валдайские колокольчики».

Слушание «Аллегро» С. Рахманинов.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Ход игры: играющие сидят на стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Музыкальный руководитель. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка лошадей, везет толи почту, толи гостей…

Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна

Освещает снег скрипучий, мутно небо, ночь мутна…

Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин, дин, дин…

Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин…

А.С.Пушкин «Бесы» 1826-1830 г.г.

О дорожных колокольчиках русские композиторы написали немало своих произведений.

Слушание романса «Динь, динь, динь, колокольчик звенит».

Музыкальный руководитель. О колоколах и колокольчиках сложено немало преданий. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда за работу приниматься, в какой день праздник. Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашних животных звенящие предметы, чтобы стада коров и овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались БОЛТАЛО, и свою задачу они выполняли исправно – отгоняли от стада хищных зверей.

Музыкальный руководитель. Колокольный звон лечит (помните монаха, которого вылечил звон цветка-колокольчика). Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит, немного позвоните в него, и все плохое пройдет (позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнив, каким стало его настроение?). Не зря ведь в народе говорят: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…» Слайд «колокола России».

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, мы с вами вели разговор о поющем цветке – колокольчике, восхищались прекрасным звучанием колоколов – символа России – нашей Родины. Слайд «храмы России».

Слушание «заключительный звон».

Колокольный звон
Лаврова Татьяна
Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.

Музыкальный руководитель. Уже стало традицией привозить из далеких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, где вы были. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. И на память я хочу подарить вам сегодня эти колокольчики. Будьте здоровы, и пусть для вас всегда звучит колокольный звон – благовест, и чтобы в ваш дом всегда приходили только добрые вести.

Рубрика: Прочее
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)