В рамках проекта «Как появилась музыка?».
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.
Задачи:
Воспитательные.
Воспитывать интерес к звучащему миру.
Воспитывать умение детей применять теоретические знания на практике.
Развивающие
Развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения.
Развивать внимание и воображение детей.
Развивать познавательные способности детей.
Обучающие.
Расширять общий кругозор детей. обогащать словарь.
Развивать изобретательность детей.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, дидактическая игра «Что звучит или шумит», карточки.
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие, нам необходимо поприветствовать друг друга.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: Шёпотом: — Дети, послушайте тишину. Как тихо, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много, и они все разные. Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Звуки демонстрируются в аудиозаписи). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).
Музыкальный руководитель:
То и дело лезут в уши,
Всюду звуки нам слышны.
Потому что мы с рождения
Звуками окружены.
Звуки в радости и в скуке.
Звуки – свет и звуки – тень.
День заканчивает звуки.
Звуки начинают день.
Автор: Сергей Олексяк
Музыкальный руководитель: Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки? Представили? Ребята, поделитесь своим мнением.
Дети отвечают:
— Не интересной!
— Не яркой!
— Скучной!
Музыкальный руководитель: Правильно! А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.
Дети отвечают: Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы.
Музыкальный руководитель: Перед вами предметы: стакан — он стеклянный (звенит), колокольчик — металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты. Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?
Дети: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно. А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Такие шумы могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить барабанной перепонке.
Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы еще знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
— Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
— Звуки бывают громкие и тихие.
— Звуки высокие и низкие.
— Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
Музыкальный руководитель: Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. А кто знает, что такое – звук? Звук — это колебания, дрожание, звуковая волна. Звучит то, что дрожит. Почему мы слышим звуки? Любой звучащий предмет дрожит, вибрирует, создает колебания, которые распространяются в воздухе звуковыми волнами, достигают барабанной перепонки, далее сигнал поступает в мозг, и мы слышим звук.
Музыкальный руководитель: Почему знания о звуке так важны для человека?
Дети: С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни.
Музыкальный руководитель: Вы бы хотели еще узнать об этом удивительном явлении?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Что звучит или шумит?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков
Музыкальный руководитель: Мы продолжим исследование такого явления как звук и в ходе экспериментов узнаем много нового и интересного, но сейчас нужно немного подвигаться.
Физкультминутка «Веселая зарядка».
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель: Что мы сейчас делали?
Дети: Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель: Правильно, а чем мы слышим эти звуки?
Дети: Ушками!
Музыкальный руководитель: А ухо – орган слуха.
Уши помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг. Слышали ли вы как про кого-то говорят: «У него ушки на макушке?»
— Где у человека расположена макушка?
— Что у человека находится на макушке?
— Где у человека расположены уши?
— Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
Музыкальный руководитель: Значит, про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке. А теперь давайте сравним размеры ушей у зверят и у ребят.
— Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
— В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
— Что ответил Красной Шапочке волк?
Музыкальный руководитель: Давайте выясним, зачем зверям такие большие уши?
Исследовательская деятельность.
Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.
Музыкальный руководитель: Так что вы услышали? Ничего? А сейчас приложите руку к уху, а я повторю фразу.
Дети: Теперь слышим.
Музыкальный руководитель: Ребята,
почему же лучше слышно, если ухо большое. Давайте проведем эксперимент.
Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.
Музыкальный руководитель: Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Чем больше уши, тем больше звуков долетает до них, и мы лучше слышим.
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкий слух спасает их от опасности.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята!
Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки».
Цель: закрепление понятия музыкальных и немузыкальных звуков.
Музыкальный руководитель: Сейчас проведем небольшую викторину. Возьмите, пожалуйста, по две карточки с мультяшными героями. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» — поднимаете одну карточку,
«Не музыкальные» — поднимаете две карточки.
1. Пение мальчика (муз.)
2. Скрип двери (не муз.)
3. Звучание женского хора (муз.)
4. Шум моря (не муз.)
5. Подметание пола щеткой (не муз.)
6. Стук мяча (не муз.)
7. Игра на скрипке (муз.)
8. Игра на фортепиано (муз.)
9. Шум трактора (не муз.)
10. Звучание симфонического оркестра (муз.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте на время попрощаемся с нашей музыкальной лабораторией волшебных звуков. Надеюсь, вам понравились наши эксперименты, и вы узнали что-то новое. Расскажите, что вы узнали.
Ответы детей под негромкую музыку природы.
Музыкальный руководитель: А теперь попрощаемся: «До свидания!» (распев).
Добавить комментарий