НОД «Какие бывают звуки?»

В рамках проекта «Как появилась музыка?».

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.


Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

Воспитательные.

Воспитывать интерес к звучащему миру.

Воспитывать умение детей применять теоретические знания на практике.

Развивающие

Развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения.

Развивать внимание и воображение детей.

Развивать познавательные способности детей.

Обучающие.

Расширять общий кругозор детей. обогащать словарь.

Развивать изобретательность детей.

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, дидактическая игра «Что звучит или шумит», карточки.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие, нам необходимо поприветствовать друг друга.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: Шёпотом: — Дети, послушайте тишину. Как тихо, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много, и они все разные. Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Звуки демонстрируются в аудиозаписи). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).


Музыкальный руководитель:

То и дело лезут в уши,

Всюду звуки нам слышны.

Потому что мы с рождения

Звуками окружены.

Звуки в радости и в скуке.

Звуки – свет и звуки – тень.

День заканчивает звуки.

Звуки начинают день.

Автор: Сергей Олексяк

Музыкальный руководитель: Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки? Представили? Ребята, поделитесь своим мнением.

Дети отвечают:

 — Не интересной!

 — Не яркой!

 — Скучной!

Музыкальный руководитель: Правильно! А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.

Дети отвечают: Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы.

Музыкальный руководитель: Перед вами предметы: стакан — он стеклянный (звенит), колокольчик — металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты. Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?

Дети: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно. А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Такие шумы могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить барабанной перепонке.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы еще знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают:

 — Звуки бывают шумовыми и музыкальными.

 — Звуки бывают громкие и тихие.

 — Звуки высокие и низкие.

 — Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

Музыкальный руководитель: Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. А кто знает, что такое – звук? Звук — это колебания, дрожание, звуковая волна. Звучит то, что дрожит. Почему мы слышим звуки? Любой звучащий предмет дрожит, вибрирует, создает колебания, которые распространяются в воздухе звуковыми волнами, достигают барабанной перепонки, далее сигнал поступает в мозг, и мы слышим звук.

Музыкальный руководитель: Почему знания о звуке так важны для человека?

Дети: С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни.

Музыкальный руководитель: Вы бы хотели еще узнать об этом удивительном явлении?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Что звучит или шумит?»

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков

Музыкальный руководитель: Мы продолжим исследование такого явления как звук и в ходе экспериментов узнаем много нового и интересного, но сейчас нужно немного подвигаться.

Физкультминутка «Веселая зарядка».

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

(Дети выполняют действия по тексту).

Музыкальный руководитель: Что мы сейчас делали?

Дети: Топали, хлопали, шумели.

Музыкальный руководитель: Правильно, а чем мы слышим эти звуки?

Дети: Ушками!

Музыкальный руководитель: А ухо – орган слуха.
Уши помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг. Слышали ли вы как про кого-то говорят: «У него ушки на макушке?»

— Где у человека расположена макушка?

— Что у человека находится на макушке?

— Где у человека расположены уши?

— Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Музыкальный руководитель: Значит, про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке. А теперь давайте сравним размеры ушей у зверят и у ребят.

— Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

— В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

— Что ответил Красной Шапочке волк?

Музыкальный руководитель: Давайте выясним, зачем зверям такие большие уши?

Исследовательская деятельность.

Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Музыкальный руководитель: Так что вы услышали? Ничего? А сейчас приложите руку к уху, а я повторю фразу.

Дети: Теперь слышим.

Музыкальный руководитель: Ребята,
почему же лучше слышно, если ухо большое. Давайте проведем эксперимент.

Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.

Музыкальный руководитель: Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Чем больше уши, тем больше звуков долетает до них, и мы лучше слышим.

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкий слух спасает их от опасности.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята!


Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки».

Цель: закрепление понятия музыкальных и немузыкальных звуков.

Музыкальный руководитель: Сейчас проведем небольшую викторину. Возьмите, пожалуйста, по две карточки с мультяшными героями. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

«Музыкальные» — поднимаете одну карточку,

«Не музыкальные» — поднимаете две карточки.

1.​ Пение мальчика (муз.)

2.​ Скрип двери (не муз.)

3.​ Звучание женского хора (муз.)

4.​ Шум моря (не муз.)

5.​ Подметание пола щеткой (не муз.)

6.​ Стук мяча (не муз.)

7.​ Игра на скрипке (муз.)

8.​ Игра на фортепиано (муз.)

9.​ Шум трактора (не муз.)

10.​ Звучание симфонического оркестра (муз.)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте на время попрощаемся с нашей музыкальной лабораторией волшебных звуков. Надеюсь, вам понравились наши эксперименты, и вы узнали что-то новое. Расскажите, что вы узнали.

Ответы детей под негромкую музыку природы.

Музыкальный руководитель: А теперь попрощаемся: «До свидания!» (распев).

Рубрика: Прочее
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)