Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» для детей среднего возраста
Воспитатель: Галий И. Ю.
Цель:
1. Развитие интереса к исследовательской деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике, обобщение и расширение знаний дошкольников о том, что растение – живое.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, укропа, петрушки, редиса, салата, огурцов) их строении и условиях, необходимых для их роста.
2. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения;
3. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия
Развивающие:
1.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
2.Развивать интерес к окружающему миру, экологическое мышление в процессе наблюдений.
Воспитательная:
1.Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Материал: игрушка-акссесуар для кашпо — Пугало, компьютерная игра-презентация «Зеленая аптека» (слайды об овощах), семена укропа, петрушки, огурцов, 2 луковицы.
Предварительная работа:
— Просмотр сказки — мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)
— Подбор и рассматривание иллюстраций овощей
-Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».
-Разучивание стихов по теме «Овощи»
-Аппликация «Вот какой мой лучок! »
-Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »
-Лепка «Овощи и маленькие»
-Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый — лишний», лото «Найди пару»
Ход проведения совместной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, уже скоро наступит весна. А весна – это время посадки семян и рассады на огороде
— Что выращивает ваша семья на огороде? (дети перечисляют)
— А что нужно сделать, чтобы на огороде выросли овощи? (посеять семена, посадить рассаду)
— Как вы думаете, как можно назвать все эти овощи? (урожай)
— Что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)
Давайте вспомним, что делали ребята из мультфильма «Веселый огород»?
— Ребята, кто вырастил такой богатый урожай? (ответы)
Активирую ответы детей, использую в беседе пословицу «Труд кормит, а лень портит» и другие пословицы о труде.
К нам сегодня в гости пришел помощник овощеводов – Чучелка. Это искусственный человек, пугающий птиц и мелких грызунов. Он принес подарок – красивую шкатулочку.
— На что она похожа? (ответы детей). Верно, на маленькую тыкву. Такие тыквы не съедобны, но очень красивы. Ими украшают огород, когда они растут, и помещения, когда они созреют. Что же внутри этой тыковки-коробочки? Что это? Правильно, семена. Семена разных овощей, а вот и овощи, которые из них вырастут (показываются настоящие овощи или муляжи). Давайте вместе их назовём и положим каждому овощу его семя.
Но чтобы посадить семена на свое место в огороде, нужно уметь их отличать, а то захотим мы посеять лук, а семена перепутаем и вырастит свекла. Ну, что хотите научиться различать семена?
Дидактическая игра «Подбери семечко».
— Посмотрите, у вас на столах такие же наборы семян, как и у меня. Садитесь на свои места.
Посмотрите, я взяла семена моркови и капусты, найдите их у себя. Семена капусты гладкие, а у моркови по краям есть зубчики, они шероховатые. А какого цвета эти семена? А эти? Правильно, у моркови семена светло-коричневые, а у капусты коричневые. Потрите семена пальцами и понюхайте. Семена моркови пахнут как морковка.
— Ребята возьмите семена лука (лук можно вырастить и из семени, а зеленые перья выгоняем из луковицы!) и свеклы, давайте сравним их (задаю вопросы по выявлению признаков). Семена лука ребристые, маленькие, чёрные, не пахнут. Семена свёклы круглые, поверхность у них неровная, морщинистая, светло — коричневого цвета. Семена не пахнут.
— А теперь сравним семена фасоли и гороха, тыквы и огурцов.
Воспитатель: Мы сегодня научились различать семена овощей. А сейчас давайте к семенам подберем в корзинку муляжи овощей из нашего магазина.
Последующая работа:
-
Создание мини-огорода на окне. Посадка семян в лоточки с землей.
Цель: Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей, учить выполнять соответствующие трудовые действия.
Воспитатель предлагает посадить семена овощей в землю. Читает стихотворение Л. Некрасова «Огородники»
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко.
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Выполнение действий по посадке семян.
— Мы с вами посадили семена и лук в землю, поставили луковицу в ёмкость с водой – получился мини-огород. Что нужно делать, чтобы на огороде все росло? (поливать, полоть сорняки)
— Вот теперь каждый день мы с вами будем ухаживать за своим огородом.
-
Оформление огорода на окне (дизайн).
Цель: формировать у детей эстетику окружающей среды, стимулировать его творчество, развивать эстетическое восприятие.
Воспитатель: Чтобы на нашем подоконнике было красиво, оформим мини-огород, украсим его, поставим пугало.
Долгосрочное наблюдение за всходом семян, ростом всходов и лука, фиксирование изменений роста в календаре наблюдений.
Цель: формировать умение детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы,