Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Выступление на педсовете по теме:
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.
Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.
Мы стараемся изо всех сил «надзирать», не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен дойти один из школы домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее. Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:
- никогда не разговаривать с незнакомцами;
- никогда не садись в машину к незнакомцу;
- никогда не гуляй в тёмное время суток;
- никогда не ходи один.
Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?
Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация. Театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью.
Работа по «Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство» начинается с организации развивающей среды в группе, составления плана работы, подготовки игр и художественной литературы.
Широкое использование произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. В работе со сказками активно можно использовать приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
- Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
- Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
- Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).
- Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
Хочу отметить, что в нашей с вами педагогической деятельности мы используем все формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности: интегрированные НОД, сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, инсценировки сказок такие как:
- Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», «Дружба с дорожными знаками»;
- Игровые НОД: «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», «Азбука пешехода»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествуем на машине», «Принимаем гостей дома»;
- Подвижные игры: «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;
- Беседы: «Наши верные друзья» о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой», «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», (цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма), «Что может испортить новогодний праздник?»;
- Конструирование:«Пожарная машина»; «Наша улица».
- Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;
- Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом», «Пожар в лесу», «Красный, жёлтый, зелёный», «Колобок на новый лад», «Осенние приключения Колобка».
Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.
Однако, я считаю, что театрализованная деятельность как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности является наиболее действенной и продуктивной, ведь общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать свое видение мира, а главное — заложению фундамента безопасности, когда ребенок уже может справляться со множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу.
Добавить комментарий