«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»

1Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 35   Волченко Г. А.

         Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность, и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.) Глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:

Личностные качества и установки (личностный компонент):

  1. Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
  2. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
  3. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
  4. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент):

  1. О семье;
  2. О воспитательном потенциале семьи;
  3. Об особенностях семейного воспитания;
  4. О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  5. О методах изучения семьи;
  6. О современных формах организации общения;
  7. О методах активизации родителей.

Умение и навыки (деятельностный компонент):

  1. Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;
  2. Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  3. Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.
  4. Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.;
  5. Умение конструироватьпрограмму деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.;
  6. Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическоеруководство и оказывать им действенную помощь;
  7. Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,

понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными

нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

  1. Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
  2. Признает роль родителей в воспитаниидетей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
  3. Стремиться к активному и содержательному общению с родителямис целью оказания им помощи в воспитании детей;
  4. Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
  5. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие, профессионально значимые качества;
  6. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  7. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности)при организации общения с ними;
  8. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую

информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

  1. Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Воспитатель должен:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
  2. Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителямчто-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;
  4. Давать родителямвозможность высказываться, не перебивая их;
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.

Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем в ДОУ. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома- прогулка. Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительные отношения, найти верное направление разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

-никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка

-сначала отметьте положительные факты его жизни

-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично

-желательно давать точные и обоснованные советы

-вселять в родителей веру в своего ребенка

-щадите самолюбие родителей

Рубрика: Прочее
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)