Развитие речевой активности воспитанников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Выступление на педагогическом совете.

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О.С.

«Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие.

Музыка-это язык чувств»

В. А. Сухомлинский

«Музыка – это истинная,

всеобщая человеческая речь»

Карл Вебер

         Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека. Область проявления присущая всем людям, которые способны к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.

         В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности. На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

Виды музыкальной деятельности:

1) Слушание музыки

2) Пение

3) Музыкально-дидактические игры

4) Музыкально-ритмические движения

5) Игры на детских музыкальных инструментах

Слушание музыки

         В своей работе по слушанию, я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в образовательную деятельность я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности.

Словарь «эстетических эмоций» — обогащает речь детей эпитетами.

Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развивают у детей компоненты устной речи. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Поэтическое слово — помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.

Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность. Пословицы и поговорки учат детей ясно, лаконично и выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить.

«Шаг – присяду, шаг присяду

Спинку прямо я держу

Танцевать себя заставлю

Даже если не хочу.»

Специальные термины обогащают словарь.

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные, клавишные, духовые, ударные. Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов.

         В процессе музыкальной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые и речевые игры. Интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву.

Во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, а во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Вокально-двигательные разминки:

Пение. Основой пения является дыхание. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность: например, «Подуй на бабочку», «Радуга, обними меня». Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.):

Музыкально-дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Также музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух, например: «Сколько нас поет», «Кто в домике живет» и др.

Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности.

«Собственные» музыкальные инструменты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами.

Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников.

*Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации.

*Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.

Музыкальный руководитель должен следить за своей речью, так как она усиливает впечатления детей для восприятия музыки.

         Для успешной работы с детьми, в музыкальном зале создана развивающая среда: подобраны инструменты («Музыкальная горка», различные виды театров, игрушки, пособия, игры)

Проводятся утренники, различные праздники.

Организация музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОУ.

         Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.

         Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Спасибо за внимание!

Рубрика: Прочее
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)