Фольклорный досуг для детей старшего возраста.
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с 35 Шурашова О. С.
Цель: привить любовь к национальной русской культуре.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и праздникам.
Поощрять желание детей узнавать больше о традициях своего народа.
Развивающие:
Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.
Формировать вокальные умения и навыки.
Развивать творческие способности дошкольников.
Образовательные:
Обогатить словарный запас дошкольников.
Упорядочить их знания о традиционном народном празднике Масленица, о сезонных изменениях в природе.
Закрепить последовательность дней недели.
Ход мероприятия.
Воспитатель в русском костюме заходит с приветствием:
Слава дому сему
Слава саду вашему
Мира, счастья вам желаю
И хозяев восхваляю!
Много лет, здоровья вам:
И большим и малышам.
Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придёт. А что это за праздник вы знаете? (ответы детей). Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы она ещё наряднее стала, мы её ленточками украсим. Но ленточки не простые… Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленная. С давних времён Масленица — самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование начиналось по строго расписанному порядку. Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели «Встреча Масленицы».
Вносят чучело Масленицы.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова.
Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Ребенок 1. Как у наших у ворот
Собирается народ.
Ребенок 2. Здравствуйте, гости,
Милости просим!
Все кланяются.
Ребенок 3. Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем.
Ребенок 4. Ой, ребята, та-ра-ра,
Выходите со двора,
Зиму провожаем –
Масленицу встречаем!
Ребенок 5. Уж ты зимушка зима
Все дороги замела.
Все дороги, все пути
Ни проехать не пройти.
Ребенок 6. Мы по кругу все пойдем
Дружно спляшем и споем.
Становятся в круг и поют
Песня «Вот уж зимушка проходит»
Педагог привязывает вместе с детьми ленту к карусели.
Ведущий: Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи. Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки». (Показывает детям крынку и объясняет её назначение)
— В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одевается шапочку.
Ведущий: Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
Игра «Крыночки».
Ведущий: Третий день — среда «Лакомка». Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
Ведущий: Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю. Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера. Воспитатель поёт частушки:
Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и пропеть знакомые частушки.
Ведущий: В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
Ведущий: Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.
Ведущий: Пятница — «Тёщины вечеринки». Суббота — «Золовкины посиделки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели). В эти дни звали к себе в гости и угощали всякими вкусностяи. А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
Давайте вместе позовём весну закличкой.
Ребенок. Приходи, Весна – Красная,
Принеси нам тепла
Приди, погода ясная
Приди, солнце красное!
Песня «Солнышко».
Ребенок. Как весна хороша.
Цветы подснежники принесла!
Ребенок. Весна – красна
Разбудила землю ото сна.
Эй веселый муравей,
Своих ножек не жалей!
Игра-эстафета «Трудолюбивый муравей».
2 команды. За веревку поочередно прицепляются все дети друг за другом.
Ведущий: Давайте-ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.
Добавить комментарий