Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито времени.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния. В традиционной культуре казаков все компоненты обобщены, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального кубанского фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Кубанский фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Музыкальный детский казачий фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей многообразен, анализ произведений показывает, какие конкретные средства музыкальной выразительности оказывают наиболее сильное влияние на процесс восприятия. Казачий фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально — пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей, драматизаций. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный казачий фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду. Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Детский казачий фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей уже с 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые приемлемы для детей старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Яркая образность музыкального языка казачьих напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения. Обучение детей музыкальному наследию казачества должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности- музыки, ритмики, казачьего пляса, театра, изобразительного искусства, труда. К музыкальному фольклору казаков принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). С казачьими песнями и мелодиями детей можно знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки — пестушки, как: «Петушок», «Лады, лады», «Заинька», «Солнышко», «Говорок» и т.д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями можно использовать такие игры — хороводы: «А во поле липонька», «Все бы я на горушку ходила», «Ох, аленький, лазоревый цветок», «Ой, сад во дворе», «Завивайся березка» и т.д. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Казачьи подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Сети», «Клубочек», «Горшки», «Кот на квашне», «Коза», «Колечко» и др. Песни Кубанских казаков, отличающиеся особым колоритом, учат выразительному, непринужденному пению, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми компонентами, способствуют быстрому, легкому запоминанию и усвоению. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком. При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективны приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формирует правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем полная самостоятельность при музицировании.
Основополагающей методической позицией на занятиях, знакомящих детей с музыкальной культурой кубанского народа, является моделирование процесса художественного творчества для взрослых – это импровизация песен, образно-игровое вхождение в музыку, художественное фольклорное исполнение произведения, создание игрового «фона», требующее от детей перевоплощения, вхождения в образ, усиленной работы над языком, что в дальнейшем приведет к развитию музыкальных способностей в процессе работы с народной песней. Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно — игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. Конечно же, большими помощниками в проведении всей этой работы являются родители. Родители принимают активное участие в создании предметно развивающей среды, в оснащении и оборудовании кубанской горницы, оказывают помощь в изготовлении кубанских костюмов, участвуют в разнообразных конкурсах, праздниках, развлечениях, что способствовало эмоционально-положительному детско-родительскому взаимоотношению. Увлеченность детей, родителей и воспитателей одним делом делает нас сплоченными, более организованными, способствует развитию чувства коммуникабельности и коллективизма.
Использование народного песенного творчества вызывает интерес дошкольников к народной музыке, прививает любовь к кубанскому фольклору, вовлекает детей в активное творчество. Все это способствует воспитанию национального самосознания, чувства патриотизма и любви к родному краю.
Закончить хочется словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи, к Родине – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…».
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Добавить комментарий