Театрализованная ритмопластика. По проекту «Театр – дети — театр»

Для детей подготовительной к школе группы.

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В. Н.

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи. «Театрализованная ритмопластика» состоит в том, что в отличие от предмета ритмика, он содержит два понятия: театрализация и пластика. Театрализация подразумевает зависимость от выполняемых гимнастических упражнений от конкретного содержания литературного материала и детям младшего дошкольного возраста это более понятно, так как они имеют малый музыкальный опыт.  Дети с удовольствием слушают сказки, а в данной программе ребенок – не просто пассивный слушатель, а активный участник действия, его главное лицо, то есть артист!

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с многообразием сказочного и поэтического мира.

Формировать музыкально-ритмические навыки.

Развивающие:

Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображения, творческих способностей)

Развитие артистических способностей

Воспитательные:

Воспитывать интерес к данному виду деятельности.

Театрализованная ритмопластика — это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий.

В основу занятий входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский.

Это мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.

Это достижение во время занятий наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.

Упражнение №1 Котята.

Взрослый читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь? »

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Ребенок, послушав песенку, по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

Упражнение №2  Жадный пес.

Взрослый читает стихотворение Василия Квитка:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам —

Гам-гам-гам!

Затем ребенок имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.

Упражнение № 3

Это упражнение научит ребёнка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.

У маленькой Мэри

Большая потеря:

Пропал её правый башмак 
(7 хлопков)

В одном она скачет,

И жалобно плачет,-

Нельзя без другого никак! 
(7 хлопков)

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере 
(вперёд 7 шагов)

Ботинок для правой ноги 
(3 хлопка)

Сошьём тебе новый

Иль купим готовый,

Да только смотри – береги! 
(7 шагов назад)

Упражнение № 4 Дерево.

Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.

Упражнения № 5 Роза.

А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.

Упражнение № 6 Лягушка.

Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.

Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.

Упражнение № 7 Лебедь.

Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.

Танцы-импровизации.

Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать. Во время занятий используются высокохудожественные музыкальные произведения.

Я и дети моей подготовительной группы , часто используем ритмопластику в постановке спектаклей, утренниках,

Предлагаю два этюда ритмопластики.

Этюд «Баба Яга»

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама  уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась,

бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

(В записи звучит пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского. Дети слушают и называют произведение)

Слушание «Баба-Яга» (муз. П. Чайковского)

А теперь послушаем, как изобразил Бабу-Ягу другой композитор, Модест Петрович Мусоргский.

Слушание «Избушка на курьих ножках» (муз. М. Мусоргского)

(Дети слушают и высказывают своё мнение)

Мусоргский в своём произведении хотел рассказать нам о том, какой бывает Баба-Яга на самом деле, когда её никто не видит.

Может, попробуем изобразить под музыку дремучий лес, избушку и её хозяйку? (Дети  выбирают несколько «избушек», «Бабок-Ёжек», остальные дети изображают «деревья») Слушайте внимательно музыку, она подскажет, когда должна появиться Баба-Яга, что должны делать избушка и деревья.

Этюд «Избушка на курьих ножках».

Этюд «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Ритмопластика – это музыка и танцы, сопровождающие каждое занятие. Это развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Это повышение эмоционального состояния ребёнка.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.

Комментарии закрыты.