Секреты обыкновенной бумаги

«Секреты обыкновенной бумаги».

Познавательная деятельность детей в подготовительной группе.

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В. Н.

 

Цель: Закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Программные  задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема таблица.

Раздаточный материал:

Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы: Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

Ход.

Воспитатель: 

-Дети вы любите загадки?

-Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

— Правильно, это бумага.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы…

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

— А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

— Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

  1. Поисковый этап  — практический этап –опыты.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой  в руках и обращается к детям и взрослым.

Печкин: Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют: страну- Россия, Краснодарский край, Тимашевский район, х. Незаймановский ул. Школьная, 44 , детский сад ,  подготовительная группа )

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

— Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик» Это посылка  поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы .На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1,  схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 «Бумага мнется»

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги

Карточка №2, схема рваная бумага.

Опыт №2 «Бумага рвется»

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,   тем легче она рвётся

Карточка №3,  схема ножницы.

Опыт 3 «Бумага режется»

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Вывод:  картон толще чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.

Карточка №4, схема капля воды.

Опыт 4 «Бумага намокает»

-Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Карточка №5,  схема растительное масло.

Опыт №5, «Бумага впитывает масло»

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Карточка №6, схема нота.

Опыт №6″Бумага издает звук» 

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.

Карточка №7, схема ветер.

Опыт №7 «Бумага летает» 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились .Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Карточка №8, схема спички перечеркнуто.

Опыт №8″Бумага горит «

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? — Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Карточка №9, схема с сюрпризом- творческий этап.

Вот остался  последний  опыт, мы с вами сделаем бумагу сами.  Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.

  1. Рвем на мелкие кусочки.
  2. Заливаем водой, добавляем клей.
  3. Выкладываем на ровную поверхность.

Рефлексия.

-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

  1. Бумага рвется.
  2. Бумага можно резать.
  3. Бумага намокает.
  4. Бумага впитывает масло.
  5. При смятии бумага издает звук.
  6. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
  7. Летает.
  8. Бумага горит.
  9. Из бумаги можно делать поделки.

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)