В рамках проекта «Как появилась музыка?».
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: Расширить знания детей о музыке, музыкальных инструментах, музыкальных произведениях, о композиторах.
Задачи:
Воспитательные.
Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
Развивающие.
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности).
Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке.
Обучающие.
Расширять общий кругозор детей.
Дать представление детям об истории возникновении музыки.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, ноутбук, видеоролик «Как возникла музыка» Гордиевской И. П.
Ход беседы.
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась. Но, прежде чем начать нашу беседу, нам необходимо поприветствовать друг друга.
Дети исполняют песню-приветствие А. Евтодьевой «С добрым утром!».
Музыкальный руководитель: Приходилось ли вам гулять по лесу и набрести на маленький ручеек, весело журчащий вдоль тропы? Он звучит как музыка, не правда ли? Когда дождь барабанит по крыше, нежно поет птица — это ли не музыка?
В записи звучит журчание ручья, звук дождя, пение птиц.
Музыкальный руководитель: Когда человек стал наблюдать за происходящим вокруг него, он обнаружил, что музыка была повсюду. А когда он хотел выразить большую радость, когда он хотел прыгать, кричать, выражая то, что ощущает, он услышал музыку в себе, хотя, может быть, еще не мог ее облечь в форму.
Так, когда же возникла музыка? Этот вопрос давно волнует людей. Ведь музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни больших городов, ни маленьких поселков и деревень. Но уже в те далекие от нас времена люди не могли прожить без музыки ни одного дня. Постепенно человек научился петь — это была первая музыка, созданная человеком. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами. Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира — крики диких зверей, птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.
У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины — прообразы современных ударных и духовых инструментов.
Еще один вид музыки появился с развитием танца. Человеку потребовался аккомпанемент во время исполнения танца. Поэтому он хлопал в ладоши, щелкал пальцами или ударял в барабан. Барабан, вероятно, был самым старым инструментом, который изобрел человек для извлечения звуков. Он настолько древний, что мы не можем проследить его начало в истории, но его находят у всех древних людей по всему миру. Самыми древними духовыми инструментами, созданными человеком, были свистки и тростниковые трубки. Свистки делали из кости, дерева и глины. Из этого развилась флейта. Это очень древний инструмент, египтяне владели ею уже более 6000 лет назад. Вслед за этим появились струнные инструменты. А сейчас, ребята, давайте пофантазируем – отправимся на липовую полянку.
Физминутка «Липы».
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами.
В танце кружится сверчок.
Покружиться.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Движения руками, как при игре на скрипке.
Крылья бабочки мелькают –
Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает.
Покружиться парами.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Танцевальные движения, как в гопаке.
Звонко хлопают ладошки!
Похлопать в ладоши.
Всё! Устали ножки!
Садимся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах.
Музыка сопровождала человека повсюду: и в его работе, и в бою, и на отдыхе. В радостные минуты и в минуты печали музыка была с человеком. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски –музыка, по-английски – music, на немецком – music, на французском – musique, на итальянском – musica. Правда, эти слова похожи?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств — Апполон и его 9 спутниц — муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи — музы. А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Музыкальный руководитель: Правильно, это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? (дети отвечают.) А как композитор пишет музыку? (дети отвечают, педагог помогает им.) Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков — нот (Показывает детям ноты.)
Музыкальный руководитель: Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора П, И. Чайковского из цикла «Времена года» «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вы точно подметили звук охотничьего рожка. А сейчас давайте посмотрим и обсудим видеоролик «Как возникла музыка».
Просмотр и обсуждение видеоролика Гордиевской И. П. «Как возникла музыка».
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась беседа? Что нового вы узнали о музыке? Спасибо за внимание! Давайте попрощаемся, пропоем: «До свидания!».