Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №35 Шурашова О. С.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Благодаря ей, дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их в творчестве, создавать свой художественный образ персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в повседневной жизни. Театрализованная деятельность формирует у детей элементарные представления о видах театра; совершенствует навык воплощать в игре определенные эмоциональные переживания; побуждает к созданию новых образов. Она активизирует мышление; способствует развитию игрового поведения, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу. В театрализованной деятельности дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства(мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (А. В. Щёткин). Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов).
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.
Создание спектакля — это не единоличная работа, а сотворчество педагогов, детей и родителей в целом. Поэтому, уважаемые родители, ваша помощь неоценима на этапе разучивания с детьми текста спектакля, а также при изготовлении декораций и костюмов.
Посредством организации театральной деятельности в нашем детском саду, также решаются многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
- художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
- создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;
- предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.
Работу над спектаклем ведем двумя составами детей (основной и дублирующий). В процессе разучивания материала соблюдаем следующие принципы:
- Следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
- Заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- Обучение через игру;
- Импровизация;
- Радость успеха;
- Подбор доступного и интересного материала;
- Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать основные правила, соблюдая основной принцип «видеть творца в каждом ребенке»:
- Не перегружать детей.
- Не навязывать своего мнения.
- Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.
- Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Цель работы педагогов детского сада в направлении музыкально — театральной деятельности — сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.