Квест-прогулка: «Путешествие в мир осени» для детей старшей группы

1Провела воспитатель старшей группы МБДОУ д/с № 35 Сопрун В.Н.

Цель: Закрепить знания детей о времени года осень.

Программные задачи:

 Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать закономерности явлений природы.

Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, заучивание

наизусть; наблюдение во время прогулок за изменениями в природе. заучивание песен об осени; рассматривание иллюстраций картин известных художников, изображавших осень: И. С. Остроухов «Золотая осень» и И. И. Левитан «Золотая осень»; рисование и лепка фруктов и овощей, д/игры «Угадай по вкусу»«Отгадай по описанию».

Ход прогулки:

Ребята, сегодня к нам пришёл гость, он просит нашей помощи. А кто этот гость, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он – (Медведь)

Мишка: Здравствуйте ребята, я очень люблю играть и веселиться, а моя мама заставляет меня всё время кушать, и говорит, что я скоро буду очень долго спать. А я не пойму, почему мне надо много кушать и долго спать. Мама мне дала пять конвертов, и сказала, что, когда я разгадаю загадки из них, я сам все пойму. Но я не могу сам их разгадать, поможете мне? (Да)

Воспитатель: Давай нам первый конверт, Миша. Так, тут загадка

Стоит Алёнка:

платок зелёный,

Тонкий стан,

и белый сарафан.

(Береза)

Воспитатель: У нас есть карта всех объектов на участке нашего дет. сада. Давайте Ярик поведет нас к березе, пользуясь картой.

— Вот мы и пришли к березе. Смотрите, ребята, на ней висит листок с загадкой:

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без. (Кислорода)

Воспитатель: Как связаны кислород и береза?

Дети: Листья вырабатывают кислород.

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Воспитатель: Расскажите мне, что вы видите? (ответы детей)

— Лист состоит из двух частей: листовой пластинки — это то, что мы привыкли называть листом, и черешка — это его стебелек. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. На листе очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок. Жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зерен. Зерна так малы, что не разглядеть.

Они готовят дереву пищу. Корни дерева высасывают из земли воду. В этой воде растворено много нужных растениям веществ. Зеленые зернышки берут нужные вещества из воздуха и воды и строят новые веточки, листочки, ствол и корни, но самое главное – для такой работы им нужен солнечный свет. С утра до вечера они ловят солнечные лучи. За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки.

Мишка: Но откуда же берется желтая краска? Ведь летом вся листва зеленая…

Воспитатель: желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл.

Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Мишка: Ну и что? Сейчас тоже светит солнце, почему же листья желтые?

Воспитатель: Летом день очень длинный, и растения получают много солнечного света, постоянно вырабатывается хлорофилл. С наступлением осени день укорачивается, солнечного света листьям не хватает. Хлорофилл разрушается. Листья стареют. Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет. Деревьям нужно очень много воды. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды. Когда приток влаги к листьям прекращается, все еще продолжается испарение воды через их поверхность. Вот почему листья желтеют осенью. Они защищают свое дерево от гибели. Если бы они остались на дереве, то из ветвей через их поверхность сразу же испарилась бы вся влага. А для того чтобы дереву сбросить их, сначала нужно превратить листья в омертвевшие, которые затем и опадают. Сами упавшие листья тоже приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево. -Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим. Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажное солнце, мешочек с землей.

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

— Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло).

Варианты ответов:

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

Воспитатель: Смотрим, что во втором конверте.

Загадка:

Под орехом, под елками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Воспитатель: Давайте Алиса поведет нас к ореху, пользуясь картой.

Дети: Здравствуй ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята. Я очень тороплюсь, я боюсь не успеть…

Мишка: Куда ты спешишь? Что ты боишься не успеть?

Ёжик: Белка набрала здесь недавно полную корзинку грибов. Мне тоже нужны грибы и орехи, сейчас самое время их собирать. Но я тут их не вижу.

Воспитатель: Давайте поможем ёжику найти грибы и орехи. Где мы будем их искать?

Дети: Вот полянка. Она вся укрыта опавшими листьями. Под листьями орехи. Давайте уберем листья и соберем в корзинку ёжику орехи.

Воспитатель: А что мы будем делать с листьями? Просто раскидаем их?

Дети: Нет. Мы соберем их и положим под деревья, ведь это удобрение для них.

Мишка: Какие вы молодцы. Вы много знаете. Скажите мне, зачем ежику столько грибов и орех? Ведь он столько не съест?

Дети: Это запасы на зиму, зимой для него будет очень мало пищи, и он будет питаться своими запасами

Воспитатель: Давайте поиграем с ёжиком. Для закрепления и расширения знаний о лесных жителях предлагаю детям игру «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вот и третий конверт.

Загадка

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка (скворечник)

Воспитатель: Достаём нашу карту, пошли.

 

Домик для наших птиц пустой. Никто в нем не живет. Где скворцы? (ответы детей)

— Да, они улетают в тёплые края. Почему? (ответы детей)

— С исчезновением насекомых происходит постепенное исчезновение птиц. Птицы исчезли с участка, их нет в парке, лесу.

Мишка: А что делают осенью насекомые?

Дети: Они прячутся в трещины, под кору деревьев на зиму. Закопались глубоко под листьями. Птицы испытывают недостаток в пище, поэтому их надо подкармливать.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Летает – не летает» (для закрепления вида птиц). Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Воспитатель: Давай нам четвертый конверт, Миша.

Вот загадка:

Надевает дедушка кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева — свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

Воспитатель: Достаём нашу карту, пошли.

 

Почему на огороде ничего нет?

Дети: Потому что осенью собирают урожай.

Воспитатель: Правильно, а что собирают с огорода, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я … (Кабачок)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках. (Морковка)

Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»(Помидор)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне (Свёкла)

Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

 

Осень здоровается с детьми, и замечает Мишку:

— Почему ты в детском саду, Миша? Тебя мама медведица ждет дома.

Дети и Мишка рассказывают о задании и о своем путешествии.

Осень: Теперь ты понимаешь, почему тебе надо много кушать и долго спать?

Мишка: Да, я понял. Сейчас наступила осень, а осенью животные, птицы и природа готовятся к зиме. Скоро наступит зима, а медведи зимой спят. Ребята, я попрощаюсь с вами, и побегу домой, меня мама ждет. (дети прощаются)

Осень: Вставайте в хоровод!

Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень:

– Принесла я вам муки!

Значит, будут пироги!

Принесла вам гречки!

Каша будет в печке!

Ну а яблоки, что мед,

На варенье, на компот!

Принесла вам меду!

Полную колоду!

Принесла вам овощей!

И для супа, и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?»

Осень«Дождику вы рады?»

Дети«Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к клену).

Пальчиковая игра «Мы – листики осенние».

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз).

Ветер снова набежал

И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед)

 

Осень:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый дуб,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом –

Вся земля желта кругом! (И. В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)