для детей подготовительной группы.
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 35 Галий И.Ю.
Тип проекта: Познавательно – практический, творческий, индивидуальный.
Участники. Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Продолжительность. Краткосрочный (июль)
Актуальность. Лето — это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Бабочка легка прекрасна, но в тоже время очень-очень значима для природы и всего мира. Ее роль настолько велика, а ее жизнь настолько коротка в сравнении с человеческой жизнью, что начинаешь ценить это маленькое создание с особой силой, стоит только задуматься об этом.
Данный проект является важнейшим звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты. Таким образом, привлечение воспитанников к практической деятельности по охране природы помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Предмет исследования. Бабочка.
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у ребенка элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно — исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать у ребенка потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Гипотеза.
Данный проект научит ребенка различать виды бабочек по внешнему виду, строению. Разовьёт умение ребенка и родителей совместно добывать информацию из различных источников, вызвать интерес к познанию. Воспитывать бережное отношение к природе.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания детей о насекомом.
Принципы работы.
- Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка — пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и инструменты.
Насекомое, баночка с отверстиями для дыхания, лупы, микроскоп, коллекция бабочек, энциклопедии о насекомых, дидактические игры о бабочках, демонстрационный материал, набор иллюстраций «Бабочки».
Предполагаемый результат.
Для воспитанника:
Имеет элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и ребенка в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развитие творческих способностей родителей.
- Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала группы.
Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Бабочки-красота и чудо природы!», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя июля.
- Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – (2-4 неделя июля).
- Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями
I. Подготовительный этап
- Беседа о насекомых.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
- Составление настольно — печатных игр: «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
- Чтение стихотворений: «Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
- Организация подвижных игр: «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
- Участие в беседе о насекомых.
- Рассматривание книг, иллюстраций о бабочках.
- Игры с настольно — печатным материалом «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
- Прослушивание стихотворений «Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
- Участие в подвижных играх «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
- Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка»
- Помощь родителей в поиске информации по теме проекта.
II. Практический этап
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
- Организация наблюдения на прогулке за бабочкой.
- Создание альбома «Бабочки – чудо природы».
- Рассказ воспитателя:
«Дружная семья бабочек».
- Чтение стихотворений:
«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),
«Бабочка — красавица» (Светлана Антонюк).
- Прослушивание
музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».
- Организация занятия рисования по схеме
«бабочки – красавицы».
- Организация беседы «Чудесные превращения». «Как появляется бабочка?»,
- Пальчиковая гимнастика
«Гусеница».
- Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
«Найди две одинаковые бабочки»
- Организация занятия аппликации
«Веселая гусеница».
- Просмотр мультфильмов:
«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
- Организация подвижной игры
«Бабочки и цветы».
- Раскрашивание бабочек в технике «монотипия».
- Вырезывание бабочек и украшение ими интерьера группы
- Организация беседы «Для чего нужны бабочки?»
- Развивающая игра «Внимательная бабочка».
- Загадывание загадок о насекомых.
- Организация и мотивация на оформление альбома родителями вместе с детьми о любом виде бабочек, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами детей, стихами, загадками).
- Организация и мотивация на создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки» ребенком совместно с родителями.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
- Наблюдение на прогулке за бабочкой.
По реализации проекта «Бабочки-красота и чудо природы!» были получены следующие результаты:
В ходе реализации проекта, был сделан вывод, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у ребенка:
- развитию наглядно — образного мышления,
- памяти,
- речи,
- внимания,
- творческого воображения,
- вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
- формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Для ребенка:
Имеет элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
- Установлены партнерские отношения родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Сформированы умения подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развиты творческие способности родителей.
- Сформирован интерес к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для педагога:
- Повышен уровень педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала группы.
Создание альбома «Бабочка – чудо природы»
Аппликация «Веселая гусеница»
Рисование в технике «Монотипия»
Вырезывание бабочек и украшение ими групповой комнаты
Конкурс «Самая яркая бабочка»
Рисование по схеме «Бабочка»
Добавить комментарий