Тема: «Современные дети и природа».
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 35 Ларина Л. В.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека(ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» тамагочи вместо собак и кошек. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты (очень часто песочницы активно «используют» для своих целей кошки и собаки), заставить копаться в песке, а самим пообщаться с соседями. Причем часто невдалеке от дома находится сквер, парк и даже лесопарк- великолепные условия для общения ребенка с природой, для его познавательного развития. Однако многим родителям это даже не приходит в голову. Так, одна из воспитателей очень престижного московского детского сада, расположенного рядом с лесопарком, с удивлением обнаружила, что многие дети 5-6 лет не знают, как выглядит береза! Поговорив с родителями, она выяснила, что большинство из них не выводят детей за пределы своего двора. Хорошо еще, если детская площадка не расположена вблизи оживленной автотрассы, что часто бывает в больших городах. В противном случае ребенок еще и дышит на «оздоровительной» прогулке загрязненным воздухом, возится в песке, возможно содержащим высокую концентрацию тяжелых металлов. Не случайно процент болеющих детей в городах намного выше, чем в сельской местности. Наверно, многие родители, узнав о тесной связи здоровья с окружающей средой, об экологической ситуации в своем районе, нашли бы время для прогулок в более безопасном и интересном районе. А пока что большинство детей столицы, по результатам наших опросов, представляют природу как что-то очень отвлеченное и отдаленное. «Природу», по их мнению, можно увидеть на даче, у бабушек в деревне, в лесу. Крайне редко дети отмечают парки, деревья, птиц в городе, хотя они существуют рядом с ними. Все это объясняется просто: никто не обратил внимания ребенка на то, что в городе вместе с людьми проживает большое количество разнообразных животных и растений, не предложил понаблюдать и пообщаться с ними.
Еще одна проблема- замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают ответ типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ним. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно.
При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Многие экологи отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой, дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь»- за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателей, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной. При общении с животными некоторые дети замечали: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются!». один пятилетний мальчик категорически отказывался кормить барашка сославшись на то, что у него «неприятные, мокрые губы» (как выяснилось, до этого у ребенка не было контактов с животными). Многие городские дети совершенно не представляют продуктов питания с объектами природы. Они действительно уверены, что «булки растут на деревьях», а «молоко бывает только в магазине». Конечно, не все дети таковы, однако отчуждение от природы детей с каждым годом становится все больше. Но ведь экологическое образование- это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой. Да можно ли любить то, чего боишься? Какой же выход из создавшейся ситуации?
Детский сад должен стремиться как можно чаще выводить своих воспитанников в ближайшие зеленые зоны (в том числе вместе с родителями), создавать соответствующие условия на территории детского сада, в группах, учить детей видеть необычное в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья, жуков, которые окружают нас ежедневно.
К сожалению, иногда и сами дошкольные учреждения усугубляют отчуждение ребенка от природы, причем из самых лучших побуждений. Идя на поводу у родителей, они стремятся максимально его загрузить: с утра математика, чтение, английский, потом музыка, ритмика, шахматы, бассейн, и так с утра до вечера с перерывом на обед и сон. При такой интенсивной подготовке к школе, к «будущей жизни» ребенку некогда жить своей нормальной, естественной именно для дошкольника жизнью: самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень многого в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой. Родителям можно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Ян Амос Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.
Добавить комментарий