Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
Подготовила:
воспитатель Петрова Ю.А.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения старшим поколениям.
Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии, ноутбук.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Словарная работа:
Традиция, обычай, авторитет, почитать, поход, телега, подвода, хата, плетень, хлопцы.
Ход НОД:
Воспитатель:
Широка река Кубань, Тонет вечерами
В водах золотой закат Мягкими лучами.
Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,
Думу думает казак о судьбе России.
Чернобровый, черноокий, Вьется чуб до уха,
Да папаха набекрень верная подруга.
Над станицей тишина, Да в хуторе раздолье,
Но не спится казаку мысли слишком вольны.
Вот бы все его сыны выросли достойно,
Было б счастье казаку и Родине спокойно.
— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак» – означает «вольный человек». Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы. (Приложение № 1)
Воспитатель:
Ребята, скажите, а в вашей семье есть казаки. Дети: Дети дают ответы, (второй слайд) Жили казаки в хатах, это жилье казаков, которое строили из глины, камыша и соломы, (третий слайд, макет хаты)
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво. Давайте сравним хату на слайде и мой предложенный макет. ( Приложение № 2)
Воспитатель: Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень. Дети, из какого материала делали плетень?
Дети: Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили казаки. Проходите в хату, посмотрите, как жили казаки. Казачий курень – это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах — семейные фотографии, вышитые рушники (дети рассматривают). Приложение № 3
Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу. Казаки занимались сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель – это утюг, но только деревянный. (Приложение № 4)
Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?
Давайте вместе разберемся. На столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать? (Ответы детей).
— Верно, это миски, кувшины, горшки, самовар.
— Перечислите посуду, которую мы используем сегодня в своём обиходе. (Ответы детей).
— Стол накрывали вышитой, льняной скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком; деревянную сахарницу; металлические кружки, самовар. (Дети закрепляют приобретаемые знания). Приложение № 5
Воспитатель: Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви, (четвертый, пятый слайд)
А вы знаете, что такое многодетная семья? (ответы детей) Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Традиция
— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.
Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим.
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель: Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети: Не разрешалось сидеть.
Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.
Не разрешалось курить.
Воспитатель: А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети: Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и
усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.
Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Физкультминутка: Самолет
Руки в стороны в полет дети поднимают прямые руки в стороны
Полетит наш самолет поворачиваются вокруг себя
Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку
Сделал левый поворот , поворачиваются через левое плечо, подняв
левую руку
Крыльями покачал покачивают крыльями руками
Загудел и задрожал. поднимаются на носки, опускаются на всю
ступню и гудят » у — у- у …»
Начинается полет, бегут по кругу, расставив руки в стороны
Полетел наш самолет,
Вот закончился полет, замедляют бег
приземлился самолет. опускаются на одно колено.
Воспитатель: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах.
Поход — это организованное передвижение людей. Походы бывают туристические и военные. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме.
После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на телегах, на подводах.
Телега — это четырехколесная грузовая повозка с низким кузовом для перевозки грузов, (шестой слайд)
Подвода
— это также четырехколесная повозка но с высоким кузовом для перевозки как груза, так и людей, (седьмой слайд)
Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети: Конь был верным другом казака, (восьмой слайд)
Воспитатель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, (девятый слайд) Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях? (десятый слайд)
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.
А знаете, что главным оружием у казаков был кинжал, (одиннадцатый слайд) Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою, (двенадцатый, тринадцатый слайды)
Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. (Приложение № 6)
Итог занятия: Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте послушаем Кубанскую казачью песню
«Ой, при лужке, при лужке». Звучит фонограмма песни.