НОД «Знакомство с симфоническим оркестром». Тема: «В мире волшебных инструментов».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.

1

Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальных

инструментах, о симфоническом оркестре.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представление детей о музыкальных инструментах, их изобразительных возможностях.

Закреплять названия и группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Развивающие: 

Развивать тембровый слух (различать тембры различных музыкальных инструментов).

Развивать музыкальную память, чувство ритма, творческие способности,

умение анализировать, дискутировать о характере музыки, развивая образное и ассоциативное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью.

Формировать культуру слушания симфонической музыки.

Словарная работа: дирижёр, композитор, симфонический оркестр.

Предварительная работа: знакомство с музыкальными группами симфонического оркестра, прослушивание музыкальных произведений в исполнении оркестра.

Инвентарь и оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, альбомы с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный материал: «Вальс», «Жаворонок» П.И. Чайковского, песня «Песенка-Чудесенка» (Слова: А. Кондратьев Музыка: М. Протасов), музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов.

Ход НОД.

(Слайд №1)

Музыкальный руководитель: Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Давайте поздороваемся.

Дети исполняют приветствие «Я здороваюсь везде»

Музыкальный руководитель: Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие.

 Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». 

Д. Б. Кабалевский.

А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»

Музыкальный руководитель: Теперь я попрошу вас описать характер прослушанного музыкального фрагмента. Музыка какая?

Дети. Нежная, радостная, ласковая, взволнованная.

Музыкальный руководитель: Очень хорошее описание музыки, молодцы! Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Дети. Скрипки, флейты, кларнет, фагот, валторна, трубы, литавры, треугольник, бубен, тарелки, колокольчики, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Много инструментов назвали. А кто же исполнял эту замечательную мелодию?

Дети. Симфонический оркестр.

1

(Слайд №2)

Музыкальный руководитель: Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты. Тема нашей беседы «В мире волшебных инструментов». А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. А в наше время оркестр – это музыкальный коллектив, который может состоять из очень большого количества (до 100!) музыкальных инструментов. Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода,

Трелью приветствуют ночь соловьи,

Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, — только прислушаться надо.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского. 

(Слайд №3)

1

Музыкальный руководитель: Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Каких только инструментов здесь нет! Вглядитесь внимательнее, и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, виолончели, скрипки, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство деревянных духовых инструментов – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Чуть дальше разместились их родственники —  медные духовые инструменты – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют?

Дети. Дирижер.

(Слайд №4)

1

Музыкальный руководитель: Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история. (Слайд №5)

Музыкальный руководитель:

В некотором царстве, а может государстве,

Жила была Гармония, по — имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

(Слайд №7)

Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!

Музыкальный руководитель: 

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить.

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо — голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

Дети. Духовые, струнные, ударные, клавишные.  (Слайд №7)

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дети. Барабан, бубен, треугольник, румба, трещотки. (Слайд №8)

1

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дети. Труба, губная гармошка, саксофон, туба, флейта. (Слайд №9)

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дети. Рояль, баян, гармонь, аккордеон, фортепиано, орган. (Слайд №10)

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

Дети. Арфа, гусли, гитара, балалайка, скрипка. (Слайд №11)

Музыкальный руководитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать, но, не на стуле.

Танец «Доброта».

Музыкальный руководитель: Продолжим наше путешествие.

(Слайды №12, 13, 14).

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Дети. Арфа, баян, дудочка.

Музыкальный руководитель: Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.

Жила-была песенка в доме моём,

Мы с нею везде появлялись вдвоём.

Но ветер однажды её подхватил,

И в гнёздышко вместо птенца посадил.

Она провожала корабль в океан,

Присела вздремнуть на строительный кран,

Но кран был в работе и ночью, и днём,

Конечно, сидеть было трудно на нём.

Потом в облаках зазвенела она,

Потом в зоопарке была у слона,

Потом малышу помогала уснуть…

Пусть будет счастливый у песенки путь!

Давайте одну из них споём.

Песня «Песенка-Чудесенка» (Слова: А. Кондратьев Музыка: М. Протасов) 

Музыкальный руководитель: А теперь для вас, ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.

1 загадка — Про до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Ты меня расспроси…

Дети. Пианино.

(после того, как дети отгадали текст загадки, появляется Слайд №15)

Музыкальный руководитель: Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино).

2 загадка — В руки ты ее возьмешь

И смычком ты проведешь…

Дети.  Скрипка. (Слайд №16)

Музыкальный руководитель: Скрипка – королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

3 загадка — Деревянные подружки

Пляшут на его макушке

Бьют его, а он гремит

В ногу всем шагать велит….

Дети.  Барабан. (Слайд №17)

Музыкальный руководитель: А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане).

4 загадка – Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи….

Дети.  Труба. (Слайд №18)

Музыкальный руководитель: Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте — трубе?

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на трубе). 

5 загадка –   У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет

Если в руки попадет,

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем,

Весельчак, а не буян,

Голосистый мой …

Дети.  Баян. (Слайд №19)

Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на баяне)

6 загадка —  Круглый, звонкий, озорной

Поиграть зовет с собой…

Дети.  Бубен. (Слайд №20)

Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте –бубне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на бубне)

Музыкальный руководитель: А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (звучат музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов, если дети отгадали звучание инструмента, тогда на экране появляется его изображение)

1 – пианино (Слайд №21).

2 – барабан (Слайд №22).

3 — баян (Слайд №23).

4 – скрипка (Слайд №24).

5 —  труба (Слайд №25).

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы? (Слайд №26).

Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

Доброе сердце вернуло любовь,

И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера. (Слайд №27)

Музыкальный руководитель: Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы детей). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, мы создадим свой симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель (поет): До свидания.

Дети (поют): До свидания.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.