Проект: «Как появилась музыка?»

1(исследование мира музыки и звуков) 

Паспорт проекта:

Автор проекта:

музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.

Актуальность проекта

Всё чаще педагоги и психологи отмечают у большинства детей синдром «слухового невнимания» — неумение слышать педагогов, сверстников, себя. Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Я, как педагог, имеющий непосредственное отношение к звуку и музыке, сочла нужным развивать слуховое внимание детей с помощью игр со звуками, которые нас окружают.

Тема проекта: «Как появилась музыка?» (исследование мира музыки и звуков)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжительность проекта: долгосрочный, 2017-2018 учебный год.

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Место реализации: МБДОУ д/с 35.

По форме реализации: групповой.

Форма представления: НОД, презентации, развлечения, беседы, музыкальные гостиные, консультации.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; музыкальный руководитель; родители.

Предназначен для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ.

Цель проекта:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи:

  • Предоставить детям возможность исследовать звуковое богатство окружающего мира. Развивать акустический слух.
  • Через исследовательскую и информативно – поисковую деятельность дать представления о специфике восприятия музыки как звукового вида искусства, о роли слуха в ее восприятии.
  • Расширять музыкальный опыт детей.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему, мыслительную активность воображения, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

 

Пояснительная записка.

Интеллектуально – личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более современные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым руководством педагога, который будет направлять ребенка, а не подменять.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по развитию познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.

 

План реализации проекта:

  • Создание ситуации для мотивации проекта.
  • Деление группы на две рабочие подгруппы: группу сбора информации, опытно-экспериментальную группу
  • Предложение детям заданий для обследования объекта исследования, подключив к этой работе родителей.
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей по организации и проведению исследований в домашних условиях.
  • Проведение индивидуальных бесед с детьми по предстоящей исследовательской работе в домашних условиях.
  • Исследовательская работа детей.
  • Организация групповой презентации результатов данного проекта.

 

Ожидаемый результат:

  • Расширятся знания детей о музыке как звуковом виде искусства.
  • Повысится интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.
  • Дети будут стремиться развивать свой слух, а также бережно относиться к своему здоровью (беречь голосовые связки, барабанные перепонки).

 

Основные формы реализации проекта:

 

  • Собранная информация о способах изобретения музыкальных инструментов, получения звуков, исторические сведения.
  • Опыты со звуком и музыкальными инструментами.
  • Работа с музыкальными инструментами (фото).
  • Презентация результатов работы проекта.
  • Освещение этапов реализации проекта на сайте детского сада.

 

Рекомендуемая литература для работы взрослых с детьми:

 

  1. Левашева г. «Музыка и музыканты» М.1969г
  2. Хиту Р.К. «В стране музыкальных инструментов» М.1995г
  3. Экерт Я. «500 музыкальных загадок» М.1971г
  4. Чукаш И. «Дудочка и барабан» М.1983г
  5. Кленов А. «Секрет Страдивари» М. 1977г
  6. Абрамян Г «Солнечный круг» М.1985г
  7. Михеева Л.М. «Музыкальный словарь в рассказах» М.1985г
  8. «Книга о музыке» Сост. О. Очаковская М. 1971г
  9. Гульянц Е.И. «Три сказки» М.1977г
  10. Хиту К.Р. «Петер в стране музыкальных инструментов» М.1965г

 

Литература:

 

  1. Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» (сто секретов музыки)

(Санкт –Петербург 2003г)

  1. Дубинина В.В «Уроки развития» («Сфера» 2007г)
  2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» (Москва 2001г)
  3. Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» («Линка – пресс» 2006г)
  4. Куревина О.А. «Путешествие в прекрасное» («Баласс»2001г)
  5. Гогоберидзе А.Г. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: современные педагогические технологии» («Феникс»2006г)