Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Дорогие родители! Эта консультация поможет вам ввести ребёнка в мир музыки, развить его чувства, воображение, фантазию, творческие способности.
В детстве закладываются основы личности ребёнка, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и все услышанное усваивается быстро, легко, запоминается на долгие годы. А музыка – «самое эмоциональное искусство». Её воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы бедна…» (Д. Шостакович).
Поэтому вам необходимо воспитывать любовь к музыке, рассказывать детям о том, где живёт музыка, как она рождается, о музыкальных инструментах. И если после ваших рассказов-бесед ребёнок будет задавать вопросы – радуйтесь, а не сердитесь. Это хорошо: значит, то, о чём вы рассказываете, интересно для него. Наберитесь терпения и постарайтесь ответить на все его вопросы.
Ваш рассказ о том, как рождается музыка, можете начать с того, что такое музыкальный звук. Предложите малышу вслушаться в окружающий его мир. Пусть он прислушается к звукам в своей квартире, к шумам за окном. Когда вы гуляете с ним, предложите ему звуковую «угадай-ку». Пусть, закрыв глаза, нарисует словами картину «Что на улице». Все знакомые нам предметы в определённых обстоятельствах звучат – сталкиваясь, падая, двигаясь – от нашего прикосновения, при работе с ним. Пусть ваш маленький собеседник расскажет и, звукоподражая голосом, покажет, как звучат вещи, какой голос скрыт в каждом из предметов,
какой звук в них «прячется». Эта игра очень важна, потому что в ней ребёнок не только слушает, но и производит звуки, творит их. Пусть он с вашей помощью заставит звучать предметы и подыщет характеристику «отжившему» звуку. Постарайтесь добыть с ним как можно больше разнохарактерных звучаний, чтобы со звуком у вашего ребёнка связались самые разные понятия: громкий, тихий, звонкий, глухой, нежный, грустный, спокойный… Повторением звука можно создать звуковое движение, а в движении звука легче найти настроение: тревожное
звучание, убаюкивающее звучание, призывное звучание. Обязательно ведите вокруг этого разговор, дайте начало параллели звук – образ. Ведь звук может быть и грустным, и энергичным. Почему? Вы читаете малышу сказку. В любой сказке вы найдёте героя, событие, явление, которые звучат. Попробуйте вместе с ребёнком оживить сказку реальным звучанием. Может быть, не только звукоподражанием, а какой-нибудь песенкой, напевом.
Познакомьте ребёнка с поющими звуками. Дайте ему послушать в грамзаписи маленькие шедевры П. И. Чайковского, Р. Шумана и других композиторов, продемонстрируйте лучшие мелодии, красота которых бесспорна. При прослушивании музыки можете поиграть с детьми в игру «Что за музыкальный инструмент звучит?» Какие — то инструменты ваш ребёнок знает, а какие — то другие ему не знакомы. Познакомьте вашего ребёнка с незнакомыми инструментами, расскажите о том, что любой инструмент можно услышать и увидеть. Музыкальный инструмент – зримый голос музыки, у каждого инструмента своё звучание, свой тембр. Так, например, у скрипки звук тянущий, у фортепиано – молоточковый. Дайте ребёнку послушать звучание контрастных по тембру музыкальных инструментов. Слышит ли он разницу в звучании? В какой цвет окрашиваются они в его восприятии?
После прослушивания музыки пусть он нарисует то, что услышал, а потом расскажет, как звучит музыка, звуки каких инструментов он узнал? Кроме музыкальных инструментов, познакомьте детей с нетрадиционными шумовыми инструментами (инструменты из связки ключей, пуговиц, музыкальные коробочки с горохом и др.) Поиграйте с ребёнком в звуковую «угадай-ку». Пусть малыш самостоятельно отгадает звуки деревянные, металлические, пластмассовые,
стеклянные. Познакомьте ребёнка со «Стаканной музыкой», дайте ему возможность попробовать поиграть на стаканах с водой, сочинить мелодию из звуков разных стаканов с водой. Сделайте вместе с ребёнком «спичечную арфу», для этого натяните на пустую спичечную коробку резиновые струны. Пусть ваш ребёнок поиграет на резиновых «струнах» и подумает, как рождается звук, что звук громче из-за того, что в пустой коробке получается эхо. Покажите, как строится этот нехитрый музыкальный инструмент, и с вашей помощью ребёнок сможет смастерить его сам. Эту примитивную «арфу» можно настроить по-разному (с разной силой). На ней можно подобрать простые мелодии.
Пусть ваш ребёнок фантазирует, импровизирует на музыкальных инструментах, выражает свои чувства в слове, рисунке, танце. Побуждайте у детей интерес к музыке с помощью рассказов о музыкальных инструментах, с помощью прослушивания популярных музыкальных произведений. Ходите вместе с детьми на концерты, создайте домашнюю фонотеку своих любимых произведений, устраивайте дома семейные музыкальные вечера.