Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №35 Петрова Ю.А.
Обоснование образовательного проекта
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Как показывает анализ, история культуры присутствует в традиционной и практике физического воспитания лишь номинально. Эталоном создателей традиционных методик физического воспитания был и остается спорт и нормативные способы организации двигательной активности.
Проанализировав все это, я пришла к выводу, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
— Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
— Не реализуют потребности детей в движении и др.
Данная проблема определила
Актуальность и выбор темы проекта:
Анкетирование родителей по физкультурно-оздоровительной работе за 2015-2016 учебный год показало низкий уровень по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ заболеваемости в ДОУ за 3 учебных года выявил увеличение простудных заболеваний.
Традиционные занятия и анализ образовательной области «Физическое развитие» за 2014-2016 учебный год является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем формирование ЗОЖ
Так и появилась необходимость введения в жизнь детей разновозрастной группы проекта «Здоровье».
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный: реализация через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим и валеологическим развитием, закаливанием организма.
Основания для разработки проекта: повышение заболеваемости детей в холодный период года, малоподвижный образ жизни дошкольников.
Проект проводится: внутри детского сада
По продолжительности проект: долгосрочный (2 учебных года 2016- 2017 г., 2017-2018 г.)
Ожидаемые результаты:
- вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей, а также сотрудников МДОУ;
- понижение уровня заболеваемости детей;
- изготовление дидактических пособий для физкультурно-оздоровительной работы;
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- создание дорожки здоровья в группе и на улице;
- использование комплекса интегрированных занятий;
- изготовление дидактических пособий и оборудования в нетрадиционной технике для использования в физкультурно-оздоровительной работе;
- создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.
Цели проекта:
Комплексная система воспитания и развития ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья и привитие здорового образа жизни не только в МБДОУ, но и в семье.
Задачи проекта:
— создание системы сохранения и укрепления здоровья детей их физического развития в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
— продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;
— приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;
— развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности;
— осуществлять под руководством воспитателя комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода), обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» (ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ)
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Анализ ситуации по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
- Анализ заболеваемости за 3 учебных года.
- Анализ НОД.
- Анализ физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах.
СЕНТЯБРЬ – консультации с методистом Бут Л.В. по организации механизму реализации проекта и методической литературы к проекту.
СЕНТЯБРЬ – постановка цели задач
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор методической литературы, иллюстрированного материала, изучения интернет — ресурсов
СЕНТЯБРЬ – анкетирование родителей на тему: «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в детском саду»
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор физкультурного оборудования
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор музыкальных произведений (для релаксации, для физкультурных минуток, для двигательно-активной деятельности и.т.д.)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – проведение предварительной работы с родителями (анкеты, беседы, консультации)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – составление перспективного плана мероприятий, конспектов занятий
- этап РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Тематические беседы с детьми:
- «Как можно заботиться о своем здоровье». –ноябрь 2016 г.
- «Чистота и здоровье». –декабрь 2016 г.
- «Полезно – не полезно». — январь 2017 г.
- «Как надо закаляться». – февраль 2017 г.
- «Личная гигиена». – март 2017 г.
- «О здоровой пище». — апрель 2017 г.
Ознакомление с литературой: в течении учебного года
- К. Чуковский «Доктор Айболит»
- Стихотворения о здоровье
- А. Барто «Девочка чумазая»
- К. Чуковский «Мойдодыр»
- Александрова «Купание»
- Г. Зайцев «Дружи с водой»
- Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
- (декабрь)
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные
эмоции.
2 (январь)
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.
3 (февраль)
«В стране здоровья» (В гостях у Мойдодыра)
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
4 (март)
«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.
Игровая деятельность: в течении учебного года
Название игры, цель
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5
«Кошки — мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9
«Развитие движения у детей старшего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность: в течении учебного года
- Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
- Творческая работа в нетрадиционных техниках.
- Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по дорожкам здоровья;
- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения, экскурсии:
(ноябрь)
- Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
(апрель)
- Экскурсия в спортивный зал школы, знакомство со спортивным
инвентарем и тренажерами.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности.
- Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Гимнастика пальчиковая — рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
- Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
- Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
- Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в парк)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры и т.д.
Работа с родителями:
Регулярное посещение родителями консультаций по данной теме
Дни открытых дверей
Памятки для родителей по данной теме
Дальнейшее более активное и осознанное участие родителей в совместных мероприятиях (оздоровительные показы, конференции, физкультурно-спортивные праздники)
Работа с педагогами:
Итоговое занятие
Мультимедийная презентация «Здоровье»
- этап ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРОЕКТУ
Подведение итогов реализации проекта; Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов; Обобщение результатов работы, формирование выводов.