«Проект Здоровье»

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №35 Петрова Ю.А.

Обоснование образовательного проекта

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Как показывает анализ, история культуры присутствует в традиционной и практике физического воспитания лишь номинально. Эталоном создателей традиционных методик физического воспитания был и остается спорт и нормативные способы организации двигательной активности.

Проанализировав все это, я пришла к выводу, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

— Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

— Не реализуют потребности детей в движении и др.

Данная проблема определила

Актуальность и выбор темы проекта:

Анкетирование родителей по физкультурно-оздоровительной работе за 2015-2016 учебный год показало низкий уровень по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ заболеваемости в ДОУ за 3 учебных года выявил увеличение простудных заболеваний.

Традиционные занятия и анализ образовательной области «Физическое развитие» за 2014-2016 учебный год является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем формирование ЗОЖ

Так и появилась необходимость введения в жизнь детей разновозрастной группы проекта «Здоровье».

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный: реализация через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим и валеологическим развитием, закаливанием организма.

Основания для разработки проекта: повышение заболеваемости детей в холодный период года, малоподвижный образ жизни дошкольников.

Проект проводится: внутри детского сада

По продолжительности проект: долгосрочный (2 учебных года 2016-  2017 г., 2017-2018 г.)

Ожидаемые результаты:

  • вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей, а также сотрудников МДОУ;
  • понижение уровня заболеваемости детей;
  • изготовление дидактических пособий для физкультурно-оздоровительной работы;
  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • создание дорожки здоровья в группе и на улице;
  • использование комплекса интегрированных занятий;
  • изготовление дидактических пособий и оборудования в нетрадиционной технике для использования в физкультурно-оздоровительной работе;
  • создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.

Цели проекта:

Комплексная система воспитания и развития ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья и привитие здорового образа жизни не только в МБДОУ, но и в семье.

Задачи проекта:

—  создание системы сохранения и укрепления здоровья детей их физического развития в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

— продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;

— приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;

— развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности;

— осуществлять под руководством воспитателя комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода), обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» (ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ)

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  1. Анализ ситуации по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
  2. Анализ заболеваемости за 3 учебных года.
  3. Анализ НОД.
  4. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах.

СЕНТЯБРЬ – консультации с методистом Бут Л.В. по организации механизму реализации проекта и методической литературы к проекту.
СЕНТЯБРЬ – постановка цели задач
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор методической литературы, иллюстрированного материала, изучения интернет — ресурсов
СЕНТЯБРЬ – анкетирование родителей на тему: «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в детском саду»
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор физкультурного оборудования
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – подбор музыкальных произведений (для релаксации, для физкультурных минуток, для двигательно-активной деятельности и.т.д.)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – проведение предварительной работы с родителями (анкеты, беседы, консультации)
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – составление перспективного плана мероприятий, конспектов занятий

  1. этап РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Тематические беседы с детьми:

  • «Как можно заботиться о своем здоровье». –ноябрь 2016 г.
  • «Чистота и здоровье». –декабрь 2016 г.
  • «Полезно – не полезно». — январь 2017 г.
  • «Как надо закаляться». – февраль 2017 г.
  • «Личная гигиена». – март 2017 г.
  • «О здоровой пище». — апрель 2017 г.

Ознакомление с литературой: в течении учебного года

  • К. Чуковский «Доктор Айболит»
  • Стихотворения о здоровье
  • А. Барто «Девочка чумазая»
  • К. Чуковский «Мойдодыр»
  • Александрова «Купание»
  • Г. Зайцев «Дружи с водой»
  • Загадки и пословицы о здоровом образе жизни

Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

  1. (декабрь)

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Цель: дать знания о значимости зарядки для

здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные

эмоции.

2 (январь)

«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»

Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.

3 (февраль)

«В стране здоровья» (В гостях у Мойдодыра)

Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.

4 (март)

«Дружим с водой»

Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.

Игровая деятельность: в течении учебного года

Название игры, цель

1

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать двигательную активность детей.

2

«Озорной мяч»

Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.

3

«Воробышки и автомобиль»

Цель: закрепление бега в разных направлениях.

4

Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»

Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.

5

«Кошки — мышки»

Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.

6

Подвижная игра «Кошечка»

Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.

7

«Быстрые ножки бегут по дорожке»

Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.

8

«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.

9

«Развитие движения у детей старшего возраста»

Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.

10

«В стране здоровья»

Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность: в течении учебного года

  • Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
  • Творческая работа в нетрадиционных техниках.
  • Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
  • Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по дорожкам здоровья;
  • Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

Наблюдения, экскурсии:

(ноябрь)

  • Наблюдение за играми других детей на прогулке.

Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

(апрель)

  • Экскурсия в спортивный зал школы, знакомство со спортивным
    инвентарем и тренажерами.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая — рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  • Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры и т.д.
    Работа с родителями:

Регулярное посещение родителями консультаций по данной теме
Дни открытых дверей
Памятки для родителей по данной теме
Дальнейшее более активное и осознанное участие родителей в совместных мероприятиях (оздоровительные показы, конференции, физкультурно-спортивные праздники)

       Работа с педагогами:

Итоговое занятие
Мультимедийная презентация «Здоровье»

  1. этап ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРОЕКТУ

Подведение итогов реализации проекта; Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов; Обобщение результатов работы, формирование выводов.