Консультация для родителей.
«Учимся слушать и видеть природу».
В рамках проекта «Как появилась музыка?».
Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».
К.Г. Паустовский
Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни.
Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных! Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.
Человек — неотъемлемая часть природы, и некоторое «пренебрежение» к ней — главный источник многих наших проблем. Мы осуществляем программы по охране окружающей среды, сажаем деревья, внедряем технологии очистки загрязненных природных сред, развиваем «зеленую» экономику, но принципиальных изменений не происходит. В чем причины конфликта человека и природы? Почему мы разучились ее понимать? Возможно ли в принципе такое понимание? Каково же место человека в природе? В любом случае по отношению к природе человек в целом должен играть подчиненную роль, а в своих решениях необходимо в первую очередь оценивать полезность или опасность каждого шага для природы как организма, частью которого мы являемся.
Природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения.
В.А. Сухомлинский писал: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи…»
Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.
В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребёнка. Одним из самых действенных средств эстетического и нравственного воспитания человека является музыка природы.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя.
Прогулки на природе, особенно с детьми, приносят море удовольствия. можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:
-
стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
-
обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
-
стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;
-
травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок», то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;
-
тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;
Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.
В лесу, на озере множество незнакомых нам шорохов, криков, стуков. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издаёт разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чём поют птицы, одинаково ли шелестят листьями берёза и дуб. О чём они рассказывают нам? Какую песню исполняют лягушки? (Между прочим, их песни нередко звучат не хуже соловьиных.) Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребёнка новый мир.
Установить связь ребенка с природой, научить его понимать ее, чувствовать красоту окружающего мира, это очень важная задача. Дети, которые учатся воспринимать и понимать музыку природы, со временем становятся духовно богаче, благороднее и нравственно чище. Ведь сама природа учит красоте.
Каждый из детей, кто хотя бы раз побывал в лесу или в поле, слышал пение птиц и стрекот кузнечиков, журчание ручья и тихий шепот листьев березки еще полностью не понимает, что эти звуки может передать музыка. Поэтому, придя домой, поставьте ему музыку из альбомов «Времена года» знаменитых композиторов-классиков Вивальди и Чайковского. Сравните с ребёнком полученные впечатления от прогулки по лесу и прослушивания музыки. Вы сделаете столько прекрасных открытий!
Добавить комментарий