Конспект НОД по экспериментально-исследовательской
деятельности в разновозрастной группе (5.5-7 лет)
Подготовила: воспитатель
Петрова Ю.А.
Цель: формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовательскую деятельность. Способствовать расширению знаний детей о свойствах различных предметов.
Задачи:
Образовательные: развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;
Развивающие: — обучать приемам исследовательской деятельности через опыты и экспериментирования;
— принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников;
— активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения;
Ход НОД.
1 часть.
1.Вступление.
— Ребята, вы знаете, кто такие волшебники? ( Дети отвечают)
— Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и
представьте себе, что у вас в руках — волшебные палочки и сегодня мы
как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами различных
предметов
2.Проведение опытов.
Опыт № 1 «Почему вода не выливается»
Наполним стакан водой, покроем его почтовой карточкой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернем вверх дном. Теперь можем руку убрать: бумажка не отпадает, вода не выливается.
Что же удерживает карточку от падения? Давление воздуха: оно действует на карточку снизу с силою, которая, как легко рассчитать, гораздо больше, чем вес воды в стакане.
Опыт № 2 «Тонет, не тонет»
Возьмем стакан, нальем воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмем сырое яйцо и погрузим его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуем взять стакан сырой воды и постепенно подливаем ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
Опыт № 3 «Невидимое письмо»
Самый простой и увлекательный химический опыт известен всем из многочисленных детективных и приключенческих романов. Конечно, это невидимое письмо! Нарисуем что-нибудь на листе белой бумаги лимонным соком. Дождемся высыхания. Потом прогреем лист над свечкой, и – о, чудо! – на бумаге проступят яркие коричневые знаки!
Записи, которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.)
Опыт № 4 «Пожиратель мела»
Возьмем полстакана уксуса и кусочек мела.
1. Бросим в стакан кусочек мела.
2. Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, и в конце концов он полностью распадается.
Мел — это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт № 5 «Заставь воду закипеть»
Возьмем носовой платок, стакан, аптечную резинку.
1. Намочим и выжмем носовой платок.
2. Нальем полный стакан холодной воды .
3. Накроем стакан платком, закрепив его аптечной резинкой .
4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду .
5. Перевернем стакан вверх дном над чашкой.
6. Одной рукой держим стакан, а другой ударяем по его дну.
Вода в стакане начинает бурлить. Что произошло? В перевёрнутом стакане у его дна образуется вакуум. Мокрый платок не пропускает воду, но сквозь него может проходить воздух. В момент удара воздух проникает через платок, стремясь заполнить вакуум в стакане. Вот эти-то пузырьки и заставляют думать, что вода «кипит».
Опыт № 6 « Сухим из воды»
Положим на плоскую тарелку монету и нальем немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложим детям взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли они сообразят, как это сделать. А фокус в том, что воду надо убрать. Возьмем тонкий стакан, ополоснем его кипятком и опрокинем на тарелку рядом с монетой. Теперь смотри, что будет. Воздух в стакане начнет остывать. А ты, наверное, уже слышал, что холодный воздух занимает меньше места, чем горячий.
Так или иначе, стакан начнет всасывать воду, и вскоре вся она соберется под ним. Теперь подожди, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь
замочить пальцы!
Опыт № 7 «Извержение вулкана»
На столе, на подносе стоит макет вулкана, сделанный из колбы и пластилина. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.
Всыпаем в сосуд с водой, две чайные ложки соды и тщательно размешиваем. Наливают полстакана воды и добавляем в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. В сосуд с водой добавляем 5 капель моющего средства, перемешиваем. Соединяем раствор с содой и воду с красным цветом, смешиваем. Соединяем красно-содовый раствор с мыльным раствором. Выливаем раствор в жерло вулкана и добавляем две столовые ложки уксуса. В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Вывод:
У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.