Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: Создание условий для знакомства детей с видом искусства – балет.
Задачи:
Образовательные:
формировать музыкальный вкус детей, культуру слушания, обогащать музыкальные впечатления.
Развивающие:
развивать тембровый слух (различать тембры различных музыкальных инструментов).
развивать музыкальную память, умение анализировать, дискутировать о характере музыки, развивая образное и ассоциативное мышление.
Воспитательные:
расширять эмоциональный опыт, развивать воображение на основе творческой деятельности.
Инвентарь и оборудование: компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, видеозапись балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
НОД № 1.
Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.
Ход НОД:
Музыкальный руководитель. Вы слушали фрагменты из сказки-балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик». Щелкунчик — это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.
Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?
Дети. Музыка радостная, нежная.
Музыкальный руководитель. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета. Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?
Дети. Весёлый, шуточный.
Музыкальный руководитель. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш — отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» — «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?
Дети. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.
Музыкальный руководитель. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики — смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано). Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. И. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты — трубы и барабаны (звучит запись).
НОД № 2.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.
Ход НОД:
Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)
Дети. Это марш, весёлый, шуточный.
Музыкальный руководитель. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).
Дети. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.
Музыкальный руководитель. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).
А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?
Дети. Спокойная, ласковая.
Музыкальный руководитель. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).
Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?
Дети. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.
Музыкальный руководитель. Мыши подходят все ближе — музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).
Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей. Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.) Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?
Дети. Радостная, взволнованная, нежная.
НОД № 3.
Программное содержание. Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).
Дети. Это танец Мари и принца.
Музыкальный руководитель. Как звучит эта музыка?
Дети. Радостно, счастливо.
Музыкальный руководитель. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты — виолончели и скрипки. Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент). А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).
Дети. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.
Музыкальный руководитель. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент — гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент — фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки — трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент). К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.) И наконец, звучит первая мелодия — торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр — мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.) Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.
НОД № 4.
Программное содержание. Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты). Вы знаете, также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент). Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» — нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты). В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)
Дети. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
Музыкальный руководитель. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?
Дети. Праздничный и нежный.
Музыкальный руководитель. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)
В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?
Дети. Очень торжественный, праздничный.
Музыкальный руководитель. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись — фрагмент средней части.) Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.
НОД № 5.
Программное содержание. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?
Дети. Волшебная, нежная.
Музыкальный руководитель. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») — музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.) Затем — арабский танец («Кофе») — медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)
Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») — шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)
Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец — трепак (звучит запись).
Танец пастушков — один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью. Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)
НОД № 6.
Программное содержание. Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».
Ход занятия:
Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)
Музыкальный руководитель. А сейчас я предлагаю посмотреть балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Сегодня мы посмотрим часть балета, продолжим в следующий раз. Обязательно обсудим постановку танцев и костюмы артистов. Итак, сказка начинается!
Просмотр видеозаписи балета на экране мультимедийной установки.