Музыкально-валеологическая непосредственно-образовательная деятельность «Веселые наездники» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Составила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О.С.
Цель. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.
Используемые атрибуты: иллюстрации, шапочки персонажей, игрушки.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I часть.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дети! Сегодня такая прекрасная погода, так и хочется отправиться в путешествие.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на лошадках. Но сначала мы вспомним, как начинается утро в деревне. Я буду рассказывать, и показывать, а вы повторяйте за мной. Вот в Стринском (соседний хутор) проснулся петушок, как он прокричал?
Дети. Ку-ка-ре-ку.
Музыкальный руководитель. А громко или тихо нам слышится крик петушка издалека? Правильно, тихо. Давайте покажем, как петушок кукарекает.
Дети. Ку-ка-ре-ку-у-у. (Произносят тихо).
Музыкальный руководитель. Вот проснулся петушок и в Незаймановском, как он прокричал – громко или тихо?
Музыкальный руководитель. Правильно, громко. Ведь он ближе к нам находится. Давайте покажем, как этот петушок кричит.
Дети. Ку-ка-ре-ку! (Произносят громко).
Музыкальный руководитель. Вот мы с вами проснулись («трем глазки»), умылись («умываемся»), потянулись («тянемся»), почистили зубы («имитируем чистку зубов»). А теперь позавтракаем («едим»), оденемся потеплее («имитируем одевание») и отправимся в конюшню. Запрягаем коня (педагог показывает, дети повторяют) – поехали! Как цокают копытца (щелкаем языком, изображая цокот копыт), а у кого самые звонкие копытца?
(Дети стараются четче имитировать цокот копыт). Вот мы ехали-ехали и приехали к Роме в гости. А у Ромы во дворе сидит большая собака, приветливо машет хвостом. Как большая собака лает? (Педагог «лает» низким голосом, дети повторяют). Правильно, ребята, собака большая лает низким голосом. Послушайте, как этот звук слышится на инструменте. (Педагог играет несколько звуков в нижнем регистре фортепиано).
Вот мы попрощались с Ромой и собакой. (Дети посылают воздушный поцелуй). А теперь поехали дальше. (Щелкаем языком, изображая цокот копыт).
Музыкальный руководитель. Вот мы ехали-ехали и приехали к Кате в гости. А у Кати во дворе маленькие щеночки. Как они лают? (Педагог «лает» высоким голосом, дети повторяют). Правильно, ребята, щеночки лают высоким звуком. Послушайте, как этот звук слышится на инструменте. (Педагог играет несколько звуков в высоком регистре фортепиано). Вот мы попрощались с Катей и щеночками. (Дети посылают воздушный поцелуй). А теперь поехали дальше. (Щелкаем языком, изображая цокот копыт).
Музыкальный руководитель. Вот мы ехали-ехали и приехали к Даниле в гости. А у Данилы на крыльце сидит толстый важный кот. Как он щечки раздувает. (Дети надувают щечки, медленно выпуская воздух.) Как он мяукает?
Дети. Мя-я-у-у. (Повторяют за педагогом долгое мяуканье кота, одновременно рукой показывая лапку кота, которая движется слева направо. «Лапка» движется долго, помогая понять детям, что звук тянется долго). А теперь послушаем, как долгий звук слышится на инструменте. (Педагог играет долгий звук на фортепиано).
Музыкальный руководитель. Мы погладили котика («Гладим» кота) и попрощались с ним. (Дети посылают воздушный поцелуй). А теперь поехали дальше. (Щелкаем языком, изображая цокот копыт).
Музыкальный руководитель. Вот мы ехали-ехали и приехали к Богдану в гости. А у Богдана во дворе сидят маленькие котята, замерзли они и от холода дрожат. Покажите, дети, как им холодно.
(Педагог показывает: трясем щечками и приговариваем «Бр-р-р», дети повторяют). Они дрожат и жалобно мяукают. Как они мяукают?
Дети. Мяу-мяу. (Повторяют за педагогом короткое мяуканье котят. Одновременно рукой показывают лапки котят, которые движутся слева направо. «Лапки» двигаются коротко, помогая понять детям, что звук не тянется). А теперь послушаем, как короткий звук слышится на инструменте. (Педагог играет короткие звуки на фортепиано).
Музыкальный руководитель. Что нам сделать, ребята, чтобы котята согрелись?
Дети. Накрыть одеяльцем. («Укрываем» котят).
Музыкальный руководитель. Давайте согреем котят одеяльцем. («Укрываем» котят). Вот они согрелись, заснули и замурлыкали. Как они мурлыкают? («Мурлычем», положив ручки под щечки и закрыв глаза). А теперь тихо садимся на коней и поскакали, только очень тихо, чтобы не разбудить котят. (Щелкаем языком, изображая цокот копыт. Сначала тихо и медленно, затем громче и быстрее). Вот мы с вами доехали до лесной полянки. А полянка не простая, волшебная. На ней происходят чудеса, хотите узнать, какие?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель. Тогда слушайте.
II часть.
Музыкальная сказка «Мишка, зайки и пчелки».
Музыкальный руководитель.
На лесной полянке появились зайки.
Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.
(Музыкальный руководитель играет мелодию в высоком регистре, стаккато. Дети прыгают, изображая зайчиков, вместе с воспитателем).
Музыкальный руководитель. Вдруг зайки разбежались по полянке и спрятались под кустами.
(Музыка убыстряется, дети разбегаются и садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель. Кого же испугались наши зайки?
(Музыкальный руководитель играет мелодию в низком регистре).
Музыкальный руководитель. Это Мишка-топтышка вышел на полянку.
(Дети с воспитателем тяжелой, переваливающейся походкой идут по кругу).
Музыкальный руководитель. Вот так Мишка-шалунишка, распугал наших Зайчат. Что же хочет Мишка на полянке найти?
Дети. Я хочу отведать меда! (Воспитатель с игрушкой медведя имитирует голос медведя, дети низким голосом повторяют с ним).
Музыкальный руководитель. Что же делать, как нам помочь Мишке?
Дети. Позвать на помощь пчелку!
Музыкальный руководитель. Давайте позовем. (Дети зовут пчелку). Прилетела пчелка, да не одна, а со своими друзьями. Полетели они мед собирать. Как пчелки жужжат?
Дети. Ж-Ж-Ж! (Звучит «Полет шмеля» в записи. Дети бегают по кругу, останавливаются, «собирают мед»).
Музыкальный руководитель. Принесли пчелки мед и угощают Мишку. (Дети «отдают мед» игрушке-медведю, которую держит воспитатель).
Музыкальный руководитель. Вот Мишка поел меда, что он сказал пчелкам?
Дети. Спасибо!
Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Пошел Мишка отдыхать в берлогу. (Музыкальный руководитель играет мелодию в низком регистре. Дети с воспитателем тяжелой, переваливающейся походкой идут к стульчикам, садятся.)
Музыкальный руководитель. Вот на полянке снова никого нет. Увидели это Зайки и решили снова попрыгать на полянке. (Музыкальный руководитель играет мелодию в высоком регистре, стаккато. Дети прыгают вместе с воспитателем).
Музыкальный руководитель. Понравилась вам, ребята, сказка?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель. А кто в нашей сказке появлялся?
Дети. Зайки-попрыгайки, Мишка-топтышка, Пчелки-жужжалки.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!
III часть.
Музыкальный руководитель. А теперь, ребята, закрепим пройденный материал. Итак, какими бывают звуки?
Дети. Тихими и громкими.
Музыкальный руководитель. Как вы это поняли?
Дети. Петушок вдалеке кричит тихо, а близко – громко.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Какими еще бывают звуки?
Дети. Низкими и высокими. Большая собака лает низким звуком, а щенки – высоким.
Музыкальный руководитель. Очень хорошо! Какими еще бывают звуки?
Дети. Длинными и короткими. Кот мяукает длинным звуком, а котята – коротким.
Музыкальный руководитель. Замечательно! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось, ребята? Тогда мы еще не раз совершим такое путешествие. До свидания! (пропеваем по слогам).