В рамках проекта «Наша хата затеями богата».
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В.Н.
Цель: Познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.
Программные задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры.
Развивающие: Развивать двигательную активность, познавательную деятельность детей, интерес к старинным играм, забавам.
Образовательные: Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
Ход.
Воспитатель: Ребята, сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.
Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?
Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».
Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.
А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.
Русская народная песня «Прялица».
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
А когда справлялись с работой, водили хороводы.
Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.
Как у наших ворот
Собирался народ,
Собирался народ
На весёлый хоровод!
Заведём нашу, казачью!
Хоровод «На горе-то калина».
Воспитатель: Есть у меня с собой корзинка – копилочка.
(Достаёт из корзинки предметы, нитки, ножницы, ткань).
Предлагает пошить и украсить фартушек (передничек) которые носили наши прабабушки.
Вот какой фартушек получился! Всем на загляденье!
Добавить комментарий