Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В. Н.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.
Программные задачи:
Обучающая:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Развивающая:
Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Воспитательная:
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыты и эксперименты с песком:
№1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок).
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
- Легко ли он сыпется?
Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» – банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем банку.
- Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
№5 «Окраска песка гуашью»
Материал: тарелочки с песком и водой, гуашь.
Ход эксперимента:
В тарелочку с песком налить гуашь (разного цвета), налить воды. Потрогаем песок.
- Каким он стал?
- Благодаря чему песок стал разноцветным?
Вывод: Песок можно красить в разноцветные тона.
№6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым цветным песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, (смешарики). Оставить до высыхания
- Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыпаем мокрый песок в формочки, делаем фигурки.
- Какие фигурки получились?
- Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
- Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
- Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик).
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итог:
Игра:
— Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).
— Что мы с вами исследовали? (песок).
— Что же было объектом нашего исследования? (песок).
— Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня познакомились.
- Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
- Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
- Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
- Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
- Вода быстро впитывается в песок.
- Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
- На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
- Мокрый песок принимает любую форму.
Добавить комментарий