Опытно-экспериментальная деятельность «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» в средней группе

1Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 35 Сопрун В. Н.

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.

Программные задачи:

Обучающая:

Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Развивающая:

Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Воспитательная:

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок).
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» – банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Окраска песка гуашью»

Материал: тарелочки с песком и водой, гуашь.

Ход эксперимента:

В тарелочку с песком налить гуашь (разного цвета), налить воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Благодаря чему песок стал разноцветным?

Вывод: Песок можно красить в разноцветные тона.

1 2 3

 №6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым цветным  песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, (смешарики). Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

1

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыпаем мокрый песок в формочки, делаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

1

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик).

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

1

Итог:

Игра:

— Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).

Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

— Что мы с вами исследовали? (песок).

— Что же было объектом нашего исследования? (песок).

— Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня познакомились.

  1. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
  2. Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
  3. Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
  4. Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
  5. Вода быстро впитывается в песок.
  6. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
  7. На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
  8. Мокрый песок принимает любую форму.

1

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Добавить комментарий

(обязательно)

(по желанию)