Беседа «Пробуждение природы»

В рамках проекта «ЭКОМиР» (экология, музыка и ребенок).

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.

Цель: закрепить представления воспитанников о характерных признаках весны и весенних изменениях в природе.
Задачи:

Воспитательные.

Воспитывать у детей желание любоваться красотой природы.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Развивающие.

Развивать речевую активность детей, расширять словарь.

Закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их особенностях и разнообразии.

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Образовательные.

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, сильнее греет солнце, набухают почки).

Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.

Научить восприятию звуков живой природы;

Ход беседы.

Музыкальный руководитель. Тема нашей сегодняшней беседы «Пробуждение природы». Сегодня ребята мы с вами отправимся в гости к природе. Я предлагаю вам подружиться с ней, раскрыть её тайны. Я очень рада что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Дети. Всё что нас окружает: животные, растения, птицы, люди.

Музыкальный руководитель. Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почек вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Музыкальный руководитель. Вот и к нам пришла весна. Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы?

Дети. Март, апрель, май.

Музыкальный руководитель. Март – месяц назван в честь бога войны Марса; Апрель – называют «даровитым» месяцем или «снегогоном»; а месяц май назван в честь богини Маий, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. В. А сейчас поиграем в игру на внимательность. Я называю месяцы времен года, а вы делаете движения, соответствующие каждому времени года. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то –приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – прыгаем, греемся. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растем.

Игра «Времена года».

Музыкальный руководитель. Ребята, а как узнать, что пришла весна?

Дети. По признакам.

Музыкальный руководитель. Давайте поиграем в игру «Назовите признаки весны». Назовите, пожалуйста, мне самый первый признак весны.

Дети. Солнце светит ярко.

Музыкальный руководитель. К нам заглянуло солнце, но почему – то оно скучное, и лучики не яркие, совсем не греют (картинка на слайде). А давайте, ребята, мы будем называть по одному признаку весны. И у нас будут появляться лучики.

Дети.

— снег и лед тает;

— появляются первые проталины;

— на деревьях набухают почки;

— прилетают с теплых краев птицы;

— с крыш домов капают сосульки;

— появляются первоцветы;

— дни становятся длиннее, ночи короче;

— бегут ручьи.

Музыкальный руководитель. Вы ребята назвали все признаки весны, и у солнца появились лучики. Молодцы. Посмотрите ребята, как ярко светит солнце. Оно улыбается. Послушайте, а вот и первые ручейки зажурчали. (слушаем 30 сек.) Ребята, а как вы думаете, о чем нам шепчет ручеек?

Дети. Он радуется голубому небу, солнышку.

Музыкальный руководитель. Говоря про шум ручейка, я вспомнила одну пословицу: «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы какие пословицы, можете вспомнить и рассказать.

Дети. Апрель с водою, май с травою.

Весной солнышко как мама, и светит, и греет.

Март зиму кончает, весну начинает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Музыкальный руководитель. Весна – удивительное и красивое время года. Весну любили и любят поэты, и восхваляли природу весны в своих стихах. А вы знаете стихотворения о весне? Прочитайте, пожалуйста. (читают трое детей).

Дети. Тает снег, сосульки плачут

Ручейки бегут звеня,

Ветер — теплый- это значит,

Что уже пришла весна.

Природа проснулась, вся радостью дышит,

Становятся дни все длинней, и длинней,

И солнце гуляет все выше и выше,

И веет теплом от оживших полей.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше.

Зачирикал воробей, веселей на крыше.

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто весну на крыльях приносит, вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела…

А кого паук боится?

Угадали? Это…(птица).

Музыкальный руководитель. Действительно, это птицы. Послушайте, как звонко слышны голоса птиц. (слушаем 30 сек.). Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?

Дети. Холодно, нечем питаться, исчезают насекомые.

Музыкальный руководитель. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?

Дети. Перелетные.

Музыкальный руководитель. А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Скворцы, грачи, ласточки, аист, соловьи, дикие утки, журавли, лебеди, цапля, кукушка.

Музыкальный руководитель. А птиц, которые остаются с нами зиму зимовать, как называют?

Дети. Зимующие.

Музыкальный руководитель. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете?

Дети. Ворона, воробей, синичка, голубь, сорока, снегирь, клест, дятел.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. А какую пользу приносят птицы?

Дети. Уничтожают насекомых, вредных червей, гусениц, они охраняют посевы от вредителей.

Музыкальный руководитель. Давайте вспомним, что птицы делают весной?

Дети. Строят гнезда, выводят птенцов.

Музыкальный руководитель. А из чего строят гнезда птицы?

Дети. Из веток, засохшей травы.

Музыкальный руководитель. А как человек помогает птицам весной?

Дети. Делают скворечники.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по залу, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.

Игра «Перелетные или зимующие?»

Музыкальный руководитель. Молодцы, отлично справились с заданием. Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?

Дети. Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры.

Музыкальный руководитель. Этот процесс у животных называется — линька. Повторите. А какие это животные?

Дети. Заяц, белка.

Музыкальный руководитель. А почему изменяется их окраска?

Дети. Чтобы не быть замеченными для врагов.

Музыкальный руководитель. А что происходит в жизни медведя, с приходом весны?

Дети. Пробуждается от спячки.

Музыкальный руководитель. Какое важное событие происходит у животных весной?

Дети. Рождение детенышей.

Музыкальный руководитель. Давайте – же, ребята, попробуем раскрыть главный секрет волшебницы весны. Ведь изменения происходят не только в жизни птиц, животных, но и в жизни растений. В чем же состоит главный секрет оживления в жизни растений?

Дети. Тепло.

Музыкальный руководитель. Правильно, это тепло. А что за чудесный запах? Вдохните его. Весь воздух пропитан замечательным ароматом весны. С её приходом пробуждается вся природа. Кругом лежит снег, а из первой проталины, прямо из – под снега появился замечательный цветочек (показываю слайд). Как он называется?

Дети. Подснежник.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, какие это хрупкие, снежные цветы белоснежно – голубоватого цвета. Они словно просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежные пушистые покрывала.

В тени берез, у речки звонкой,

Под бодрый тихий голосок,

Он распустился потихоньку.

Он вырос тоненький и нежный,

Своей красой, чаруя всех.

Его зовут лесной подснежник,

Познал он счастье и успех.

Ему березы шепчут сказки,

Играет ветер озорной.

А он стоит, согретый лаской,

Рожденный солнцем и весной.

С.Ю. Лизунова.

Скажите, ребята, почему распустился подснежник?

Дети. Потому что пригрело солнышко, наступила весна.

Музыкальный руководитель. Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года» и представим целую поляну подснежников.

Музыкальный руководитель. А теперь давайте вспомним, ребята, весна какая?

Дети. Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, волшебная, шумная, хрустальная, загадочная, светло-зеленая, светло-голубая, изумрудная, лучезарная.

Музыкальный руководитель. Молодцы! А закончить сегодняшнюю беседу мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина:

«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».