В рамках проекта «ЭКОМиР» (экология, музыка и ребенок).
Для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Цель: закрепить представления
воспитанников о характерных признаках весны и весенних изменениях в природе.
Задачи:
Воспитательные.
Воспитывать у детей желание любоваться красотой природы.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Развивающие.
Развивать речевую активность детей, расширять словарь.
Закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их особенностях и разнообразии.
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Образовательные.
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, сильнее греет солнце, набухают почки).
Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.
Научить восприятию звуков живой природы;
Ход беседы.
Музыкальный руководитель. Тема нашей сегодняшней беседы «Пробуждение природы». Сегодня ребята мы с вами отправимся в гости к природе. Я предлагаю вам подружиться с ней, раскрыть её тайны. Я очень рада что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Ребята, как вы думаете, что такое природа?
Дети. Всё что нас окружает: животные, растения, птицы, люди.
Музыкальный руководитель. Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почек вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Музыкальный руководитель. Вот и к нам пришла весна. Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы?
Дети. Март, апрель, май.
Музыкальный руководитель. Март – месяц назван в честь бога войны Марса; Апрель – называют «даровитым» месяцем или «снегогоном»; а месяц май назван в честь богини Маий, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. В. А сейчас поиграем в игру на внимательность. Я называю месяцы времен года, а вы делаете движения, соответствующие каждому времени года. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то –приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – прыгаем, греемся. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растем.
Игра «Времена года».
Музыкальный руководитель. Ребята, а как узнать, что пришла весна?
Дети. По признакам.
Музыкальный руководитель. Давайте поиграем в игру «Назовите признаки весны». Назовите, пожалуйста, мне самый первый признак весны.
Дети. Солнце светит ярко.
Музыкальный руководитель. К нам заглянуло солнце, но почему – то оно скучное, и лучики не яркие, совсем не греют (картинка на слайде). А давайте, ребята, мы будем называть по одному признаку весны. И у нас будут появляться лучики.
Дети.
— снег и лед тает;
— появляются первые проталины;
— на деревьях набухают почки;
— прилетают с теплых краев птицы;
— с крыш домов капают сосульки;
— появляются первоцветы;
— дни становятся длиннее, ночи короче;
— бегут ручьи.
Музыкальный руководитель. Вы ребята назвали все признаки весны, и у солнца появились лучики. Молодцы. Посмотрите ребята, как ярко светит солнце. Оно улыбается. Послушайте, а вот и первые ручейки зажурчали. (слушаем 30 сек.) Ребята, а как вы думаете, о чем нам шепчет ручеек?
Дети. Он радуется голубому небу, солнышку.
Музыкальный руководитель. Говоря про шум ручейка, я вспомнила одну пословицу: «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы какие пословицы, можете вспомнить и рассказать.
Дети. Апрель с водою, май с травою.
Весной солнышко как мама, и светит, и греет.
Март зиму кончает, весну начинает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Музыкальный руководитель. Весна – удивительное и красивое время года. Весну любили и любят поэты, и восхваляли природу весны в своих стихах. А вы знаете стихотворения о весне? Прочитайте, пожалуйста. (читают трое детей).
Дети. Тает снег, сосульки плачут
Ручейки бегут звеня,
Ветер — теплый- это значит,
Что уже пришла весна.
Природа проснулась, вся радостью дышит,
Становятся дни все длинней, и длинней,
И солнце гуляет все выше и выше,
И веет теплом от оживших полей.
Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей, веселей на крыше.
Музыкальный руководитель. Ребята, а кто весну на крыльях приносит, вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела…
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
Музыкальный руководитель. Действительно, это птицы. Послушайте, как звонко слышны голоса птиц. (слушаем 30 сек.). Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?
Дети. Холодно, нечем питаться, исчезают насекомые.
Музыкальный руководитель. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
Дети. Перелетные.
Музыкальный руководитель. А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Скворцы, грачи, ласточки, аист, соловьи, дикие утки, журавли, лебеди, цапля, кукушка.
Музыкальный руководитель. А птиц, которые остаются с нами зиму зимовать, как называют?
Дети. Зимующие.
Музыкальный руководитель. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете?
Дети. Ворона, воробей, синичка, голубь, сорока, снегирь, клест, дятел.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. А какую пользу приносят птицы?
Дети. Уничтожают насекомых, вредных червей, гусениц, они охраняют посевы от вредителей.
Музыкальный руководитель. Давайте вспомним, что птицы делают весной?
Дети. Строят гнезда, выводят птенцов.
Музыкальный руководитель. А из чего строят гнезда птицы?
Дети. Из веток, засохшей травы.
Музыкальный руководитель. А как человек помогает птицам весной?
Дети. Делают скворечники.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по залу, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.
Игра «Перелетные или зимующие?»
Музыкальный руководитель. Молодцы, отлично справились с заданием. Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?
Дети. Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры.
Музыкальный руководитель. Этот процесс у животных называется — линька. Повторите. А какие это животные?
Дети. Заяц, белка.
Музыкальный руководитель. А почему изменяется их окраска?
Дети. Чтобы не быть замеченными для врагов.
Музыкальный руководитель. А что происходит в жизни медведя, с приходом весны?
Дети. Пробуждается от спячки.
Музыкальный руководитель. Какое важное событие происходит у животных весной?
Дети. Рождение детенышей.
Музыкальный руководитель. Давайте – же, ребята, попробуем раскрыть главный секрет волшебницы весны. Ведь изменения происходят не только в жизни птиц, животных, но и в жизни растений. В чем же состоит главный секрет оживления в жизни растений?
Дети. Тепло.
Музыкальный руководитель. Правильно, это тепло. А что за чудесный запах? Вдохните его. Весь воздух пропитан замечательным ароматом весны. С её приходом пробуждается вся природа. Кругом лежит снег, а из первой проталины, прямо из – под снега появился замечательный цветочек (показываю слайд). Как он называется?
Дети. Подснежник.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, какие это хрупкие, снежные цветы белоснежно – голубоватого цвета. Они словно просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежные пушистые покрывала.
В тени берез, у речки звонкой,
Под бодрый тихий голосок,
Он распустился потихоньку.
Он вырос тоненький и нежный,
Своей красой, чаруя всех.
Его зовут лесной подснежник,
Познал он счастье и успех.
Ему березы шепчут сказки,
Играет ветер озорной.
А он стоит, согретый лаской,
Рожденный солнцем и весной.
С.Ю. Лизунова.
Скажите, ребята, почему распустился подснежник?
Дети. Потому что пригрело солнышко, наступила весна.
Музыкальный руководитель. Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года» и представим целую поляну подснежников.
Музыкальный руководитель. А теперь давайте вспомним, ребята, весна какая?
Дети. Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, волшебная, шумная, хрустальная, загадочная, светло-зеленая, светло-голубая, изумрудная, лучезарная.
Музыкальный руководитель. Молодцы! А закончить сегодняшнюю беседу мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина:
«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».