Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.
Образовательная область: художественно-эстетическая.
Задачи:
Образовательные
- дать детям понятие о гимне, как о символе государства;
- уточнить и расширить представление детей о многообразии музыкальных жанров (колыбельная песня, танцевальная музыка, маршевая музыка, гимн).
Развивающие
- формировать связную речь, расширять словарный запас детей (держава, могучая, великая; торжественная песнь, марш, парад);
- продолжать развивать навыки воспроизведения звуков по высоте в пределах квинты-терции;
- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;
- продолжать учить выражать свои чувства мимикой, жестом; заинтересовать детей и вызвать у них эмоциональный отклик.
Воспитательные
- воспитывать любовь к Родине, гордость за наше Отечество.
Оборудование: аудиозаписи музыки: колыбельной, танцевальной, маршевой, Гимна России, карточки с изображениями, соответствующими жанру музыки, экран, ноутбук.
Ход НОД.
Зал оформлен в виде музыкальной гостиной. Детей встречает Музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в свою музыкальную гостиную. Вы любите музыку? А что такое музыка, как вы думаете? А кто мне скажет, для чего нужна музыка людям?
(Ответы детей)
— Сегодня мы послушаем разную музыку и поговорим с вами о главной песне страны.
Звучит “Колыбельная медведицы”
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, как называется эта музыка?
Дети: Колыбельная.
Музыкальный руководитель: А почему она так называется?
Дети: Колыбельные поют, когда укачивают детей в колыбели.
Музыкальный руководитель: Что вам хочется делать под эту музыку?
(Слайд 2)
Дети: Спать, мечтать, укачивать ребенка, укачивать куклу.
Музыкальный руководитель: Какое лицо бывает у человека, слушающего колыбельную?
Дети: Ласковое, спокойное, сонное.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю всем вместе спеть знакомую колыбельную песню и представить, как бы вы убаюкивали своего братика или сестрёнку.
“Колыбельная песня” — (по выбору педагога) (Слайд3)
Музыкальный руководитель: Замечательно! А сейчас я вам предлагаю послушать и определить, к какому жанру относится следующий музыкальный отрывок.
Звучит русская народная плясовая “Светит месяц”.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, это колыбельная?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: А почему вы так решили? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Тогда наверно, это марш. Ведь музыка весёлая, быстрая. Будьте внимательны и хорошо подумайте.
(Если дети затрудняются в ответе, целесообразно вызвать несколько детей и предложить им выполнить разнообразные движения под эту музыку: качают куклу, маршируют, танцуют.).
Музыкальный руководитель: Какие движения подходят к этой музыке?
Дети: Танцевальные, плясовые
Музыкальный руководитель: А почему вы так решили? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Когда можно услышать танцевальную музыку? (Слайд 4,5)
Дети: Когда праздник, веселье, хорошее настроение.
Музыкальный руководитель: Какое лицо бывает у человека, который услышал такую музыку?
Дети: Весёлое, радостное, улыбчивое.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю всем весело потанцевать.
Небольшая танцевальная композиция (по выбору педагога)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А сейчас – внимание!
Звучит “Марш” — Г.Свиридова
Музыкальный руководитель: Как бы вы назвали эту музыку?
Дети: Марш.
Музыкальный руководитель: А почему марш? Может, это танцевальная музыка?
Дети: Потому что музыка чёткая, бодрая, ритмичная, под неё хочется маршировать. (Слайд 6,7)
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, где исполняют такую музыку?
Дети: На парадах, на торжественных мероприятиях, на соревнованиях и т.д.
Физминутка “Вперед четыре шага”.
Дидактическая игра “Узнай музыку” (работа с карточками.)
(Детям предлагаются музыкальные отрывки, они поднимают карточки с изображениями, соответствующими жанру музыки.)
Музыкальный руководитель: Я очень довольна вами, вы справились с заданием.
Музыкальный руководитель:
Сегодня, ребята, вы услышать должны,
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – “Гимн”,
Все каждое утро встречаются с ним!
Звучит музыкальный фрагмент государственного гимна России.
(Слайд 8,9, 10)
Музыкальный руководитель: Ребята! Прозвучал Гимн нашей Родины. Музыку к нему написал композитор Александр Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
Слово “Гимн” означает торжественную песнь. Звуками Гимна начинается каждый новый день, его мелодия – величественная и торжественная.
Государственный Гимн России – символ государства.
Музыкальный руководитель: А какие ещё символы государства вы знаете?
Дети: Флаг, герб. (Слайд 11)
Музыкальный руководитель: А теперь подумайте и ответьте мне, что означают слова:
- держава (государство),
- могучая(сильная, мощная, крепкая),
- великая(большая, огромная.)
Музыкальный руководитель: Теперь мы выучим куплет нашего Гимна.
(Дети заучивают куплет)
Россия – священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда звучит Государственный Гимн России?
Дети: На торжественных мероприятиях, когда кого-то награждают и т.д.
Музыкальный руководитель: Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим люди выражают своё уважение и почтение к нашей Родине. (Слайд12)
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы поговорили с вами о самой торжественной песне нашей страны, и вам легко будет выполнить мои задания
- задание: (детям предлагаются слоги, из которых они составляют
слова: на-ша, дер-жа-ва, Рос-си-я, лю-би-ма-я и т.д.) Слайд
(Задание сложное, поэтому важна помощь педагога).
2 задание: А сейчас, ребята, вам предстоит отгадать, какие слова спрятаны в пустых клеточках. (Слайд 13)
Вопросы к кроссворду.
- В руки взял я инструмент, отгадай-ка в сей момент,
Заиграет, только тронь, называется……(гармонь). (Слайд14)
- Как называется струнный музыкальный инструмент, который исполнитель прижимает подбородком? (скрипка). (Слайд 15)
- Что мы слушаем на музыкальных занятиях? (музыку). (Звучит музыка) (Слайд 16)
- Ребята, если звучит музыка и слова – что это? (песня). (Слайд 17)
Музыкальный руководитель: Вот мы и отгадали заданное слово в кроссворде — это….
Дети: Гимн!
Музыкальный руководитель: Мы сейчас прослушаем Гимн — торжественную песнь нашей Родины. (Звучит Гимн России). (Слайд 18)
(Дети и взрослые подпевают слова Гимна).
Музыкальный руководитель:
Величаво и спокойно Гимн России прозвучал,
Каждый слушал, тихо стоя, — затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растём,
Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесём!
Музыкальный руководитель прощается с детьми, желает им любить свою Родину, гордиться ею, расти достойными людьми.
Список использованной литературы.
- Бекина С.И. Музыка и движение. М. Просвещение, 1995.- 235с.
- Педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста) ООО “Издательство” Детство-Пресс, 2010.- 426с.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. М.: Просвещение, 2003.- 136с.
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Издательство: педагогическое общество России. Серия: “Воспитываем, обучаем дошкольников”, 2007.- 97с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. 1 часть. М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 1997.- 348с.