Учимся слушать и видеть природу

В рамках проекта «ЭКОМиР» (экология, музыка и ребенок).

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 35 Шурашова О. С.

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».
К. Г. Паустовский

         Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных! Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получить первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

         Человек – неотъемлемая часть природы, и некоторое «пренебрежение» к ней – главный источник многих наших проблем. Мы осуществляем программы по охране окружающей среды, сажаем деревья, внедряем технологии очистки загрязненных природных сред, развиваем «зеленую» экономику, но принципиальных изменений не происходит. В чем причины конфликта человека и природы? Почему мы разучились ее понимать? Возможно ли в принципе такое понимание? Каково же место человека в природе? В любом случае, по отношению к природе человек в целом должен играть подчиненную роль, а в своих решениях необходимо в первую очередь оценивать полезность или опасность каждого шага для природы как организма, частью которого мы являемся. Природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения.

В.А. Сухомлинский писал: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи…»

Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.

Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения – пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему не нужно ничего искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать нужную кнопку. Конечно, передачи о животных, о природе других стран привлекают внимание ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальным лесом, лугом, существует большая разница. Почему? В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Мы можем дотронуться до цветка и почувствовать его хрупкость, ощутить шероховатость старой коры дуба. Все это очень важно для развития всех органов чувств растущего человечка, его эмоций.

В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребёнка, особенно городского. Конечно, если во время отдыха на поляне вы будете громко кричать, то не услышите пения птиц, шелеста листьев. Уметь слушать тишину природы – это тоже искусство. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Воспринимать природу можно и нужно не только глазами: предложите ребенку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям — пусть определит «свое». Чувствовать природу тоже надо уметь.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

В лесу, на озере множество незнакомых нам шорохов, криков, стуков. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издаёт разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чём поют птицы, одинаково ли шелестят листьями берёза и дуб. О чём они рассказывают нам? Какую песню исполняют лягушки? (Между прочим, их песни нередко звучат не хуже соловьиных.) Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребёнка новый мир.

Смотреть на природу и видеть её – это не одно и то же. Часто, выезжая на природу, мы первым делом приступаем к приготовлению пищи, проводя всё время возле костра, автомобиля и самодельного стола. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир: залезают в лужу, отважно штурмуют заросли кустарников, взбираются на пенёк, радуются порхающей бабочке и ползущему жуку. Правда мы не всегда одобряем их действия или просто их не замечаем. А напрасно: ведь, наблюдая, ребёнок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьёв или листика через увеличительное стекло приводит ребёнка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Бинокль же поможет разглядеть птицу, верхушку дерева, гнездо – объектов найдётся достаточно.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц – это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нём есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ёжику, дождевому червяку и кроту. Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солныш­ко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. Почаще говорите: «Посмотри, как красиво!» или «Посмотри, как интересно!»

Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.

Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Наблюдая за природой и сочиняя о ней сказки, не забывайте напоминать о том, что она очень уязвима и ее существование во многом зависит от наших действий. Как объяснить необходимость соблюдения правил поведения в лесу и на лугу? Представим, что мы пришли в гости к знакомым, съели все угощение, а остатки еды, пакеты, банки-склянки разбросали по всей комнате; затем сорвали для букета все красивые комнатные цветы, которые нам очень понравились; бегая по комнате, случайно сломали фикус, который хозяева выращивали не один год. А потом включили на всю мощность принесенный магнитофон, чтобы все послушали наши любимые песни и порадовались, в результате чего непонятливая кошка забилась в самый дальний угол комнаты. Слушая этот рассказ, ребенок обычно смеется. Но ведь именно так часто ведут себя отдыхающие на природе. Сегодня наши пригородные леса превратились в подобие свалок, повсюду валяются полиэтиленовые пакеты, банки и бутылки. Покажите пример: унесите весь мусор домой, разведите костер в специально отведенном месте, не рвите охапками красивые цветы, которые потом все равно быстро увянут, не убивайте насекомых, ящериц, ужей, ведь именно животные и растения — хозяева леса, к которым вы пришли в гости. Так давайте же вести себя на лугу и на реке не как невоспитанные дикари, а как нормальные, культурные гости природы. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.

Успехов вам в общении с природой интересных наблюдений!